PoliticalWay

Все стороны политики

Понятие политической культуры
Материалы » Проблематика политической культуры » Понятие политической культуры

Американские политологи Дж. Оллмонд и Дж. Лоувелл определяют политическую культуру общества как «совокупность индивидуальных установок и ориентации участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий и придающую им значение»[1]. В этом определении главное внимание сосредоточено на субъективной стороне, игнорируется объективность политической культуры.

Польский политолог Б. Вятр считает, что политическая культура - это «совокупность установок, ценностей, поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами»[2]. Ракурс у него практически тот же, что и у американских политологов.

В российской политологии утверждается мнение, что политическая культура - это разновидность общей человеческой культуры, атрибут всех субъектов политических отношений, выражающий диалектическое единство культуры и политики.

Политическая культура - это «совокупность политических знаний, ценностных ориентации, моделей поведения, посредством которых осуществляется взаимодействие субъекта с государством и его вхождение в политическую деятельность»[3].

При всех плюсах и минусах этих определений общее в них все же обнаруживается: это та или иная степень цивилизованности общества и личности, их способность принять некие правила политического поведения и действия. Политическая культура выступает как подсистема в глобальной системе всей культуры общества, и ее нельзя ограничивать лишь сферой субъективных установок и убеждений, а тем более – только осознанных.

Для понимания значения и роли политической культуры важно учитывать специфическую диалектику культуры, заключающуюся в противоречивом единстве творчества (создания нового) и стереотипности (сохранении достигнутого). Разрывы этих двух аспектов культуры чреваты серьезными потерями: искажением культурного процесса, попытками оторвать обновление от его исторических оснований или, наоборот, отношением к любой новации как антикультуре.

Существуют глубокие основания для единства и взаимодействия политики и культуры: и та и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура влияет на способы осуществления власти, но в то же время само развитие культуры в значительной степени зависит от политики.

Политическая культура служит каналом взаимодействия человека и политической власти. Ее основное назначение - вовлечение людей в политическую деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные представления о политической культуре исходят из единства двух начал: духовного (идеологического) и практического (деятельного). Способность того или иного качества стать элементом политической культуры определяется в первую очередь его значением для практической политической деятельности.

Специфическим для политики качеством является политическая символика: она способствует сплочению больших масс людей, четкой ориентации их политического поведения. Политический символ - это условный образ главных политических идеалов, важнейшее средство их пропаганды и утверждения, зримое выражение приверженности их носителя к определенной позиции в политике. Именно такую нагрузку несут на себе гербы государств, городов, эмблемы политических партий, цвета национальных флагов, ордена, медали и многое другое.


Статьи по теме:

Международные отношения и внешняя политика
1. Какие формы зависимости используются высокоразвитыми странами для давления на государства «третьего мира»? Не является ли использование этих форм зависимости более эффективным, чем применение силы или угрозы применения силы? Высокораз ...

Объекты политики
Объект политики (от лат. objectum - предмет) - то, на что направлена деятельность субъекта: политическая власть, политический режим, устройство и функционирование государства, политический процесс, принятие политических решений и так дале ...

Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии
В конце XVIII – начале XIX в. с осуждением Французской революции выступил ряд политических мыслителей. Наиболее известным из них был Жозеф де Местр (1753–1821 гг.). Он жил в Савойе, Швейцарии; на Сардинии, долго был посланником сардинско ...