PoliticalWay

Все стороны политики

Политическая реформа в Украине
Материалы » Формы политического процесса » Политическая реформа в Украине

Начало политических реформ в Украине относится к весне 1990 г., когда на основе нового избирательного закона, принятого в СССР осенью 1998 г., был избран Верховный Совет УССР - первый украинский парламент, в руках которого отныне сосредоточились бразды законодательной власти. Это был первый шаг на пути создания парламентской демократии, создания правового государства с присущим ему разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Следующими шагами на пути от тоталитарной политической системы к современной демократии стали провозглашение независимости Украины (август 1991 г), введение в стране поста Президента и первые президентские выборы (декабрь 1991 г). Наряду с институализацией парламентской демократии интенсивно шел процесс создания многопартийной системы: исподволь отвоевывали у государства независимость средства массовой информации, утверждая важнейшее из гражданских прав - свободу слова.

Созданные в 1990-1991 годах институты законодательной (парламент) и исполнительной (президент) власти начинают трудный и противоречивый диалог, создания механизм сдержек и противовесов, без которого не функционирует ни одна современная парламентская демократия.

Принятие Конституции Украины (июнь 1996 г) привело к созданию президентско-парламентского правления в стране. Украине предстоит еще долгий путь к социальному правовому государству, каким провозглашает ее Конституция страны. Первоочередными задачами на этом пути являются:

1) утверждение на деле прав и свобод граждан, и, прежде всего, права на жизнь, которое весьма сомнительно для многих категорий граждан Украины, если судить по уровню их материального обеспечения;

перераспределение властных полномочий между различными этажами власти в пользу расширения прерогатив местных и областных властных институтов;

разработка механизма сдержек и противовесов, четкое разграничение прерогатив каждой властной структуры, ответственной перед обществом и законом за негативные результаты деятельности.

Проведение намеченной на ближайшее время политической реформы преследует цель расширить права Верховной Рады в реализации внутренней и внешней политики страны, усилить роль и ответственность законодательного органа власти за формирование и функционирование правительства, повысить эффективность и жизнеспособность политической системы.


Статьи по теме:

Конституция Республики Беларусь о власти
Политическая власть народа закреплена в статье 3 Конституции Республики Беларусь как единственного источника государственной власти и носителя суверенитета в стране. Для этого народ в лице граждан наделяет государство обязанностью обеспеч ...

Сравнительный анализ
Таким образом, мы увидели все своеобразие избирательных систем трех различных государств. Попробую попарно сравнить их. Российская и немецкая избирательная системы имеют сходство в том, что каждый избиратель обладает двумя голосами, а та ...

Политическая реформа в КНР
Задача совершенствования партийного и государственного руководства Китая была в принципиальном плане поставлена III пленумом ЦК КПК одиннадцатого созыва (1978 г.), от которого в КНР ведется отсчет реформенного процесса. По мере осущест ...