PoliticalWay

Все стороны политики

Государство в современном обществе
Страница 1
Материалы » Основы политологии » Государство в современном обществе

Признаки государства (начали возникать в 1648 г с момента заключения Вестфальского договора).

1. Территория;

2. Народ;

3. Суверенитет.

Суверенитет – это верховная власть, которою государство осуществляет независимо на своей территории и во внешнеполитической деятельности.

Дополнительные признаки государства:

1. Монопольное право на издание законов;

2. Монопольное право на сбор налогов;

3. Монопольное право на легальное насилие.

Важное значение, как признака государства является признание образования данного государства другими государствами.

Формы правления государством:

1. Монархия;

2. Республика.

Монархия делится на абсолютную и ограниченную (конституционная, частный случай).

Республика – 4 вида:

1. Президентская;

2. Президентско-парламентская;

3. Парламентская;

4. Парламентско-президентская.

Президентская республика – президент является главой государства, главой исполнительной власти (правительство, кабинет министров) или назначает главу исполнительной власти – премьер-министра. (Пример: США).

Президент не может распускать парламент может устранить президента согласно закону (Также право вето).

Президентско-парламентская – президент является главой власти, не является главой исполнительной власти; он предлагает кандидатуру главы исполнительной власти. Президент при определенных условиях может распустить парламент. Существует процесс наложения вето президента

Парламентско-президентская - главу исполнительной власти выбирает парламент, а президент утверждает.

Парламентская – главу исполнительной власти выбирает парламент, утверждения президента не требуется. Президент есть просто представителем (при кризисах права президента увеличиваются). (Пример: Германия, Италия, Израиль).

Процедура формирования правительства, отличающие качество республики.

Форма правления – это организация верховной государственной власти, механизм взаимодействия ее структурных элементов.

Формы государственного устройства – это административно-териториальное устройство, части которого не имеют признаков государственности, или имеют часть из них, но не обладают суверенитетом.

Две формы государственного устройства:

1. Унитарная – централизованная (когда органы местного управления реальной власти не имеют, а регионы руководятся центром, путем назначения своих представителей) и децентрализованная (когда регионы могут иметь законодательные органы власти и решать большой спектр проблем);

2. Федеративная – регионы имеют определенные признаки государства (например, правительство, законодательные органы, конституцию, но не имеют суверенитет).

Конфедерация не является формой государственного устройства, а есть союз независимых государств. (Примеры конфедераций – ЕС, а Швейцария – федерация).

Политические режимы:

– это методы (совокупность методов) реализации и формирования государственной власти; взаимодействие между государством обществом.

Существуют 3 вида политических режимов:

- тоталитарный (Северная Корея);

- авторитарный;

- демократический.

Отличия тоталитарного и авторитарного режимов:

1. При тоталитаризме государство контролирует все деятельности общества, а при авторитаризме преимущественно политические.

2. Наличие при тоталитаризме стержневой государственной идеологии, а при авторитаризме идеология может или отсутствовать или носить декоративный характер (поздний СССР).

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Политические и правовые учения немецкого и итальянского просвещения XVII-XVIII вв.. Введение
Естественно-правовая теория была прямой наследницей гуманистических идей Возрождения, его веры в могущество и конечное торжество человеческого разума. Она переложила эти идеи на язык права, дала теоретико-правовое обоснование и формулиров ...

Типология политических конфликтов
Важным условием анализа политических конфликтов является создание их типологии. Сложность решения этой задачи связаны с идентификацией политического конфликта, заключается в том, что его можно расценивать как борьбу между корпоративно-кла ...

Контроль за подрывной деятельностью
В первое послевоенное десятилетие усилилась законодательная деятельность и в другой области. В 1950 г. был принят закон Маккарэна – Вуда, по которому создавалось Управление по контролю за подрывной деятельностью . Ему предоставлялось прав ...