Понятие легитимности и
принцип деления властиСтраница 1
Материалы » Политическая власть » Понятие легитимности и
принцип деления власти
Легитимное отношение к правовым нормам страны - одно из современных представлений о сущности власти, при которой правовые нормы имеют демократическое содержание и выплывают из суверенитета народа как абсолютного первоисточника закона.
Легитимность политической власти
- форма поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления правления государством или отдельными его структурами и институтами.
Легитимность не является синонимом законности, поскольку политическая власть не всегда опирается на право и законы, но всегда пользуется определенной поддержкой по крайней мере, части населения.
Основными источниками легитимности, как правило, выступают три основных субъекта:
- население;
- правительство;
- внешнеполитические структуры.
Разные возможности политических субъектов поддерживать определенную систему правления предусматривают разные типы легитимности власти. Самой известной является классификация типов власти, предложенная Г. Вебером:
- традиционный
, который опирается на веру в святость традиций и право владычествовать тех, кто получил власть по этой традиции;
- харизматичный
(греч. charisma - милость, благодать, Божий дар, исключительный талант), оснований на вере в сверхприродную святость, героизм или другие исключительные добродетели обладателя и созданной или полученной им власти;
- рациональный
(легальный), что основывается на вере в законность существующего порядка, профессионализм властных структур.
Легитимность может изменять характер и степень поддержки власти и ее институтов. В связи с этим можно говорить о кризисах легитимности.
Кризис легитимности
- снижение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественные смены их ролей и функций.
В современных условиях общественно-политического развития кризисы легитимности, вызванные неспособностью органов власти осуществлять свои функции, нелегитимными формами насилия над людьми, несостоятельностью правительства адаптироваться к динамическому изменению условий общественного развития, разрушением конституционного порядка, разрывом между конституционными нормами и практикой их воплощения, отсутствием серьезных структурных изменений.
Современный российский политолог Александр Соловьев, обобщив теоретический и практический опыт, предложил такие пути и средства выхода из кризисных ситуаций:
- поддержка постоянных контактов с населением;
- проведение разъяснительной работы относительно своих целей;
- усиление роли правовых методов достижения целей и постоянного обновления законодательства;
- уравновешенность ветвей власти;
- выполнение правил политической игры без ущемления интересов сил, которые принимают в ней участие;
- организация контроля со стороны организованной общественности за разными уровнями государственной власти;
- укрепление демократических ценностей в обществе;
- преодоление правового нигилизма населения и тому подобное.
Доминирующим принципом механизма функционирования государственной власти является принцип ее деления. Основоположниками теории деления власти считают английского философа Д. Локка и французского просветителя, законодателя, философа Ш. Монтескье, хотя эту идею выражал еще древнегреческий историк Полибий.
По этой теории, для правильного и эффективного функционирования государства должны существовать независимые одна от другой законодательная, исполнительная и судебная власти. Это создает систему “сдерживаний и противовесов” против усиления одной ветви власти, сосредоточения власти в одном центре, злоупотребления ею способствует продуманности, взвешенности, балансу в принятии решений, а, следовательно, и действенность политического руководства и управления. Соответственно формируется особенный механизм обеспечения свободы и независимости отдельного индивидуума, его защиты.
Статьи по теме:
Предмет политической науки
Данный вопрос до сих пор дебатируется в западной и отечественной науке. 1. Существуют попытки представить политологию как одну из множества наук, изучающих политику наряду с такими важнейшими политическими дисциплинами: политической социо ...
Финансирование выборов. Ответственность за нарушение
избирательных прав граждан
Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из бюджета (федерального, субъекта Федерации, местного).
Кандидаты создают собственные избирательные фонды ...
Общее и особенное в организации
либерального и демократического режимов
Демократический и либеральный (либерально-демократический) режимы - две разновидности общедемократического пути реализации государственной власти, антиподом которого выступает недемократический или антидемократический путь в двух его осно ...