PoliticalWay

Все стороны политики

НАФТА

Успех западноевропейской интеграции заставил США кардинально изменить свою экономическую и внешнюю политику, делать ставку не на бывшие десятилетиями приоритетными отношения с западноевропейскими «друзьями-соперниками» и союзниками по НАТО, а на более тесное взаимодействие с соседями по континенту, а также всестороннее экономическое, а посредством его и политическое сотрудничество со странами гигантского бассейна Тихого океана.

В развитие этих идей и был разработан и 17 декабря 1992 года заключен договор о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА). Договор, вступивший в силу 1 января 1994 года, подписали США, Канада и Мексика[18].

Объединение дало дополнительный импульс взаимной торговле, и уже за первые шесть месяцев 1994 г. только Соединенным Штатам рост экспорта их товаров и инвестиций в Канаду и Мексику принес дополнительно 100 тысяч рабочих мест, а темп роста этого экспорта за тот же период вдвое превысил аналогичный темп роста во все остальные страны мира. Возрос и импорт США из этих двух стран - благодаря ослаблению взаимного таможенного режима. В целом же в соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами должны быть ликвидированы (за исключением некоторых, особо важных для каждой страны отраслей, специально поименованных в соглашении), таможенные барьеры – отменены.

Несмотря на эффективные действия по преодолению финансового кризиса в Мексике и успехи, достигнутые в процессе реализации соглашения о создании НАФТА, период 1995-1997 гг. оказался одним из наиболее сложных в недолгой истории этого объединения. Свидетельством тому стали первые торговые споры между участниками НАФТА (по хвойной древесине, автоперевозкам и т.д.). Одной из самых серьезных диспропорций в НАФТА остается громадная разница в уровнях социального развития составляющих ее государств, особенно между Соединенными Штатами и Канадой, с одной стороны, и Мексикой, с другой. НАФТА не было предназначено для решения социальных проблем, но участие Мексики в соглашении налагает на нее определенные обязательства, касающиеся данной сферы.

Вместе с тем, создание в 1994 г. НАФТА отражает новый подход в теории и практике интеграции. Впервые государство «третьего мира» добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами. С полномасштабным вступлением в силу соглашения об интеграции Мексика должна получить дополнительные возможности доступа к передовой североамериканской технологии. Однако большинство специалистов отмечают негативный характер влияния интеграции на Мексику. В США - увеличение числа рабочих мест, в Мексике – рост безработицы, сильнейший финансовый кризис зимой 1995 г., снизились темпы экономического роста, прежде всего в промышленности.

Интерес США к расширению своего экспорта и в другие страны мира выражается в намерении, инициируемом НАФТА, создать к 2005 г. всеамериканскую зону свободной торговли, охватывающую все Западное полушарие, в соответствии с решениями совещания в верхах в Майами. Общность языка, исторических корней, религии и культуры создают уникальную социально-политическую среду для возможного объединения экономического базиса расположенных здесь стран. Кроме того, США фактически берут инициативу в свои руки, используя объективно сложившуюся готовность стран двух континентов к объединению и неспособность их воплотить эту идею в жизнь.


Статьи по теме:

Национально-освободительное восстание в Ираке
Но нет ситуации, которая не может стать еще хуже. Ухудшение началось 1 апреля 1941 г., когда в Ираке началось национально-освободительное восстание в форме военного переворота. Национальная элита во главе с армейским офицером Рашидом-Али ...

Политический процесс, его особенности в Российской Федерации
Важнейшим элементом политической системы общества являются политические партии — добровольные организации людей, которые объединены едиными целями и действиями, стремлением к обладанию политической властью либо к участию в ней в целях реа ...

Порядок формированияю Судья Конституционного Суда
Согласно Конституции Украины судьёй Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который на день назначения достиг возраста 40 лет, имеет высшее юридическое образование и опыт работы по специальности не менее десяти лет (пр ...