PoliticalWay

Все стороны политики

Политические идеи Конфуция и Платона
Материалы » Предмет и методы политологии » Политические идеи Конфуция и Платона

В Древнем Китае большое распространение получили взгляды Конфуция (VI-Vв, до н.э.) изложенные в книге «Лунь юй» «Беседы и высказывания». Он признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства, которое он отождествлял с большой семьей. Власть императора - это власть отца. А отношения правящих и подданных подобны семейным отношениям, когда младшие зависят о воли старших. Сила государства - не в строгости наказания, а в сознательном признании власти. Человеколюбие, забота о людях, почтительное отношение к родителям, преданность правителю - вот некоторые принципы Конфуция. Конфуцианство почти две тысячи лет являлось официальной теорией и оказало огромное влияние на нормы жизни Китая, на его социально-семейную структуру и политико-административную систему.

Особый интерес представляет социально-политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Одним из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории философии, политических и правовых учений был Платон (427-347 г.г. до н.э.). Свои со-циально-политические взгляды он изложил в работах «Государство» "Законы», «Политик" и др. В двух первых трудах он разрабатывает проект идеального государства, а также анализирует несовершенные формы государственного устройства. Высшая цель идеального государства заключается в том. чтобы наилучшим образом подготовить души людей к блаженству в небесном мире. В составе такого государства Платон выделяет три начала: совещательное, защитное и деловое. По его мнению, в идеальном государстве должны быть три основных сословия: правители-философы (наиболее мудрые жители государства); воины-стражи, призванные охранять государство от внутренних и внешних врагов; ремесленники-торговцы, крестьяне, земледельцы, т.е. работники производительного труда. Эти сословия строго разделены, но при определенных условиях возможен переход из одного сословия в другое. В идеальном государстве Платона ликвидируется частная собственность, что позволит ликвидировать раскол общества на богатых и бедных. Для стражей и правителей вводится общность жен и детей. Необходимо отметить, что в конце жизни Платон пересмотрел некоторые положения своего учения. Так, в трактате «Законы» он изображает «второй по достоинству» государственный строй, где уже допускаются частная собственность, деньги, семья у всех сословий. Идеальному государству Платон противопоставляет другие формы государственного устройства: тимократию (власть честолюбивых), олигархию (власть богатых), демократию (правление большинства народа), тиранию (власть одного тирана). Причем демократию он называет главной бедой политики. Демократия, по его мнению, кратковременна, толпа очень скоро уступает власть единоличному тирану.

Политика характеризуется Платоном как царское искусство, требующее специфических знаний и умений. В государствах, где отсутствуют люди, способные к управлению, общественная жизнь должна строиться на соблюдении законов, выражающих интересы всего народа. Подчеркивая важность этого положения, Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью». Отмечая правильный подход Платона к трактовке роли закона в общественной жизни, следует иметь в виду, что под законом им понималась совокупность религиозно-нравственных норм, установленных правителями государства. Разработку идей Платона продолжил его ученик Аристотель \ (384—322 г.г. до н.э.).


Статьи по теме:

Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского
Яркое и своеобразное теоретическое выражение протест против притязаний католической церкви на светскую власть нашел в учении Марсилия Падуанского (ок. 1280-1343 гг.). Богослов и медик Марсилий Падуанский, бывший одно время ректором Париж ...

Основные направления политической и правовой идеологии в период английской буржуазной революции 1642–1649 гг.
В середине XVII в. произошла революция в Англии. Для идеологии различных политических группировок, выступавших в годы революции (1642–1649 гг.), характерно использование религиозных форм. Идеологическим знаменем революционных сил являлся ...

1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран Магриба
На Востоке издавна именно политические факторы, в частности, правящая элита, во многом определяли направление общественного развития, формы его экономической и политической трансформации, место человека в структуре социальных отношений. П ...