PoliticalWay

Все стороны политики

Политический процесс, его особенности в Российской Федерации
Страница 2
Материалы » Роль государства в политической системе » Политический процесс, его особенности в Российской Федерации

В результате реформ, предложенных в 2000 г. администрацией Президента РФ В. В. Путина и направленных на укрепление исполнительной вертикали власти, был реорганизован Совет Федерации. С 2002 г. в него кооптируются не главы регионов и местных законодательных собраний, а лишь по два представителя из субъектов Федерации. РФ была условно разбита на семь федеральных округов, в каждый из которых назначен представитель Президента РФ для координации на местах органов власти общефедерального подчинения (МВД, военные округа и т. п.).

В сентябре 2004 г. Президент РФ в целях укрепления государственной власти, управляемости страны и повышения ответственности властных лиц предложил ряд существенных мер. В общем они сводятся к следующему:

Главы регионов (губернаторы) должны не избираться прямым и всенародным голосованием, но избираться законодательными собраниями субъектов федерации по представлению Президента РФ.

На выборах в Госдуму ввести исключительно пропорциональную систему выборов по партийным спискам.

Учредить для широкой общенародной дискуссии по наиболее актуальным проблемам Общественную Палату с функциями контроля за деятельностью высших органов власти.

В пореформенной России законодательно оформлен: принцип многопартийности.

Простор партийно-политическому строительству в современной России дал 1990 год, когда законодательно была отменена 6-я статья Конституции СССР, юридически закреплявшая положение КПСС как единственной партии в стране, ведущей и направляющей силы советского общества. Первыми были зарегистрированы ЛДПР (Либерально-Демократическая партия России) (лидер — В. В. Жириновский) и наследница КПСС — КПРФ (лидер — Г. А. Зюганов). Этот период партийного развития, главным образом был связан с позиционированием на политическом поле страны «правящих партий» (по большей части декларативно — «ДВР», «НДР», «Единство») и подчеркнуто оппозиционных — КПРФ, «Яблоко» и пр.

К 2001 г. в органах юстиции (включая местные) было зарегистрировано более 1200 партий, движений и объединений. Однако считать партийную систему современной России сложившейся нельзя. Во-первых, большинство существующих партий таковыми на самом деле не являются, ибо не обладают классическим набором признаков, характерных для этого политического института. Во-вторых, налицо огромное количество организаций-однодневок, созданных либо под конкретного лидера, либо в интересах предвыборной борьбы. В-третьих, у этих партий нет устойчивого электората, они малочисленны.

Дальнейший этап формирования партийной системы современной России связан с принятием в 2001 г. Государственной Думой «Закона о политических партиях», согласно которому зарегистрированными в Минюсте РФ и, следовательно, имеющими общефедеральный статус, являются те партии, которые имеют региональные представительства в более чем половине регионов РФ и насчитывающие не менее 10 000 членов. Партии, прошедшие в результате выборов в Госдуму, имеют право рассчитывать на государственную финансовую поддержку и создать свои фракции в Госдуме.

Сверхзадача, которую решает данный закон, — создать в РФ «цивилизованную» партийную систему на основе сложившихся 2—3 крупных, сильных партий. С этой целью уже на выборах 2007 г. предвыборный барьер поднят до 7 %. Их сила должна, скорее, заключаться не в массовости или близости к власти, а в сочетании всевозможных ресурсов. Именно они, по задумке разработчиков закона, и призваны делить большую часть политического рынка, осуществлять поэтому законодательную власть. Это выработает .необходимый минимум ответственности за принимаемые решения. Оставшиеся социальные ниши обязаны занять не партии, а формирующееся гражданское общество и его подразделения — альтернативные гражданские движения, сосуществующие в режиме сотрудничества и взаимодействия.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме: