PoliticalWay

Все стороны политики

Местное самоуправление

Важное место в системе государственного управления занимает местное (муниципальное) самоуправление. В конце XVIII в. французский публицист Б. Констан высказал предположение о том, что муниципальная власть является столь же самостоятельной, как и другие — законодательная, исполнительная и судебная.

Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, однако его органы могут наделяться отдельными государственными полномочиями. В законе об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, который был принят в 2003 г. и вводится в действие в 2006—2009 гг., местное самоуправление определяется как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельно и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения. К основным вопросам местного значения отнесены формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и др. Граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, но такой орган не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Глава муниципального образования может избираться на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Местное самоуправление отличается от федерализма прежде всего тем, что автономия местных образований носит не законодательный, а лишь административный характер, и ограничена лишь законом.


Статьи по теме:

Политология как система знаний о политике
Развитие политологии как науки осуществлялось в 3 этапа: 1. Религиозно-мифологический. Основной тезис – божественное происхождение верховной власти в государстве. Длился с начала древнего мира и до античности. 2. Философско-этический – ...

Отношения "больших игроков" вокруг ресурсов Каспийского моря
Постоянный рост на углеводородное сырье и нестабильность на Ближнем и Среднем Востоке заставляет промышленно развитые страны искать альтернативные источники энергоресурсов. С распадом СССР ранее закрытый Каспийский регион стал доступен дл ...

Методологические проблемы сравнения. Формы и типы сравнительных исследований
Применение сравнительной методологии в политической науке породило ряд методических проблем, связанных с объектом исследования, возможностью использования статистического анализа, выбором контекстуальных характеристик. Среди них особо выд ...