PoliticalWay

Все стороны политики

Соотношение гражданского общества и государства
Страница 4
Материалы » Государство как политический институт » Соотношение гражданского общества и государства

5. Чем больше развито гражданское общест­во в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократич­нее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей фор­мы объединения людей и их свободной индивиду­альной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне че­ловеческой цивилизации - это общество с развиты­ми экономическими, культурными, правовыми, по­литическими отношениями между индивидами, груп­пами и сообществами, не опосредованными государ­ством. Объективный подход в анализе социально-поли­тической жизни требует преодоления укоренявшей­ся долгое время в общественном сознании важной идеи о полном отождествлении государства в общес­тва. Такое представление исключало саму постанов­ку проблемы об их соотношении и взаимодействии, по сути, отвергало принципиальное признание при­оритета гражданского общества над государством. В контексте догматизированного тезиса о первенстве политики над экономикой обществознание и поли­тическая практика невольно возвращались к идеа­листической гегелевской формуле о государстве как определяющем элементе по отношению к граждан­скому обществу.

Безоговорочное отождествление государства с об­ществом в деятельности руководящих субъектов в нашей стране поначалу в значительной степени объ­яснялось недостаточной развитостью экономических, социальных и духовных сфер жизни для утвержде­ния нового общественного строя. А затем сознатель­но насаждалось в качестве условия закрепления ав­торитарно-бюрократической системы. Теперь и предстоит осуществление очередной инверсии в отноше­ниях между государством и обществом, что соответ­ствовало бы требованиям политической теории марк­сизма.

Закрывает путь для адекватного понимания проблемы соотношения гражданского общества в госу­дарстве нарождающийся новый демократический стереотип мышления. Становление гражданского общества рассматривается частью пуб­лицистов и даже политиков в ракурсе метафизичес­кого противопоставления политической системе, вплоть до отрицания регулирующей и организующей роли государства. Призывы к полному разгосудар­ствлению экономики и общественной жизни, отказ от необходимости утверждения в нашей стране регу­лируемого (а не стихийного) рынка, расцвет право­вого нигилизма, падение дисциплины и порядка, оживление интереса к анархизму - это и многое другое подтверждает сказанное.

Мировой опыт свидетельствует, что становление и развитие гражданского общества и реформирова­ние политической системы, как и обратное, - их стагнация, - всегда взаимосвязанные процессы. Опыт нашей страны в этом отношении - не исклю­чение. В первые мирные годы после Октября были сделаны немалые шаги в направлении утверждения элементов гражданского общества, что вытекало из нэпа. Вводились впервые в мире многие демократи­ческие формы жизни, которые затем получили развитие в других странах: право на труд, рабочий кон­троль, равноправие наций и народностей, доступ всех слоев населения к образованию, народное здравоох­ранение и т.д. Формировался принципиально но­вый тип политической системы, в основе которой должны были быть Советы как органы народовлас­тия. К сожалению, к концу 20-х гг. прошлого столетия эти процессы стали быстро свертываться. Вместо прогресса насту­пила длительная стагнация и гражданского общест­ва и политической системы. Вопреки объективности в официальной пропаганде это состояние было обоз­начено понятием социально-политическое единство общества, исключающим какие-то бы ни было проти­воречия как источник жизненности и развития.

Преодоление окаменелого, насильственно утвер­ждаемого единства и замена его подлинным, жи­вым единством членов общества, социальных групп и институтов - в этом смысл стратегии демократизации России. Реформа политической системы, станов­ление правового государства - необходимое условие и важнейшая сторона обновленческого процесса.

Страницы: 1 2 3 4 


Статьи по теме:

Экологический риск
Резкий скачок в развитии правового регулирования охраны окружающей среды в Италии произошел в конце 90-х годов. Это связано с тем, что высшие органы ЕС стали оказывать активное давление на правительство Италии. Это давление оказывается и ...

Основные функции и формы политической власть
Основная функция политической власти – управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочайших ...

Политическая культура
1. Понятие (виды) политической культуры. Термин "политическая культура" был введен в XVIII веке немецким философом Йоганом Гердером. Концепция разработки понятия была произведена в 50-60е гг XX века американскими политиками-бехе ...