PoliticalWay

Все стороны политики

Соотношение гражданского общества и государства
Страница 2
Материалы » Государство как политический институт » Соотношение гражданского общества и государства

Второй слой - это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчи­вые связи. Гражданское общество может основываться только на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных социальных групп и слоев. Это многообразие не может быть застыв­шим, закостеневшим в количественном и качественном отношении. Оно объективно стремится к постоянным изменениям. Многообраз­ная социальная структура не может не иметь хорошо развитые вертикальные и, главным образом, горизонтальные связи. При раз­мытой социальной структуре индивид связан с государством напря­мую, а это существенно ограничивает возможности реализации его личных прав и свобод.

Существенную роль в формировании новых социальных контуров гражданского общества играет культурный плюрализм, который вби­рает в себя все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправ­ное участие в ней всех индивидов. Создаются условия, при которых становится осязаемо культурное богатство общественного сознания и каждой личности в отдельности. Неограниченный доступ к духовным ценностям помогает преодолеть феномен отчуждения личности. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены имеют высо­кий уровень социального, интеллектуального, психологического развития, внутренней свободы и способны к самостоятельным действи­ям при включении в тот или иной институт общественной жизни.

Третий, верхний слой гражданского общества образуют отноше­ния, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными различиями групп по интересам, политических пар­тий, движений, клубов и т.п. Таким образом, достигается культурно-политический плюрализм, предполагающий отрицание идеологиче­ских стереотипов, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан. Именно этот слой гражданского общества включает в себя наиболее социально активные институты, тесно соприкасающиеся с государственно-политической системой общества (по­литические партии).

Объективно деятельность институтов и организаций гражданско­го общества, связанных с индивидуальным выбором, теми или ины­ми предпочтениями, ценностными ориентациями, нацелена на изме­нение в распределении власти и поэтому носит политический харак­тер. Это относится не только к политическим партиям, но и к тем группам по интересам (профсоюзам, предпринимательским, фермер­ским организациям) или объединениям, движениям лиц из различ­ных социальных групп для достижения общей цели, которые стре­мятся к решению большей части своих задач помимо государствен­ной власти, на общественном уровне. Как только те же потребитель­ские организации или экологические движения предпринимают по­пытки изменить законодательство для решения своих задач или принятия определенных решений от государственных структур, на­правленных на достижение поставленных ими целей (тем более, если они сами пытаются в разных формах участвовать в принятии этих законов или решений), они, не меняя своего первоначального предназначения, начинают играть политическую роль. И хотя зна­чительная часть общественных объединений вообще не выходит в своей деятельности на политический уровень, необходимо отметить, что некоторые общественные объединения изначально выступают как субъекты политики, например добивающиеся равенства полов феминистские организации, движения сторонников мира, некоторые молодежные формирования и т.д., стремящиеся своими действиями внести существенные изменения в различные сферы государствен­ной политики.

Таким образом, гражданское общество нельзя характеризовать как систему внеполитических общественных отношений и институ­тов. Генезис этого общества кристаллизует его в достаточно строй­ную систему экономических, социально-политических, религиоз­ных, духовно-нравственных, семейных, культурных и других обще­ственных отношений, которые, определяя государственную полити­ку, выражают волю граждан общества. В рамках данной системы функционируют различные общественные организации, движения, политические партии (кроме правящей), религиозные организации, экономические ассоциации и объединения и, наконец, сам человек как личность со своими семейными, профессиональными, досуговыми и другими разнообразными потребностями и интересами.

Существование гражданского общества, его формирование невоз­можны без появления новых общественных индивидов - граждан, имеющих равные гражданские права и своеобразные гражданские качества. Человек только тогда становится гражданином, когда обла­дает высокими нравственными идеалами, передовым мировоззрени­ем, основанным на демократическом сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан, неукоснительным соблюдением законов и правил общечеловеческого общежития. Такой новый тип личности находится в иных взаимоотношениях с общественными объединени­ями и институтами. В достаточно развитом гражданском обществе новые общественные индивиды не только не растворяются в коллек­тивах, имеют собственную индивидуальность, но и обладают более высокой духовностью, строят свои взаимоотношения на чисто граж­данской основе. Достижение такого положения вещей возможно только при кардинальном изменении психологии и мировоззрения людей, трансформации их экономического и социального статуса.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Сущность неолиберализма
В кон 19 в. начинается формироваться новое течение – новый либерализм (неолиберализм), кот. признавал необходимость гос регулирования. Государство выбрано главным инструментом реформ. Государство должно гарантировать беспристрастное посре ...

Россия меняется
Конституция Российской Федерации.Одним из важнейших достижений Бориса Ельцина является принятие новой демократической Конституции. Однако процесс принятия такой Конституции весьма затянулся. Бывший Верховный Совет России занял конфронтаци ...

Возникновение и развитие террористических организаций в современном Пакистане. Пакистан как источник международного терроризма
Исламский фундаментализм, пустивший глубокие корни в Пакистане, пока что довольно далек от достижения своей цели - построения исламского государства. В стране действует конституция, существует независимая судебная система, сравнительно св ...