Развитие гражданского общества в МароккоСтраница 10
Материалы » Развитие гражданского общества в Марокко
Еще в сентябре 2000 г. в стране был проведен семинар по подготовке специалистов в области прав человека для руководителей государств и неправительственных организаций арабского мира. Активную работу проводит в Марокко Международная амнистия (МА), организовавшая вещание на Рабат, Касабланку и Марракеш. В сентябре 1999 года она поддержала национальный форум молодежи, обсуждавший права человека и, в частности, права ребенка.
Прошло несколько встреч на высоком уровне по поводу сотрудничества МА с Марокко. Марокко сотрудничает с международными организациями в области подготовки учебных программ и преподавателей по правам человека. В апреле 1999 г. страну посетила Верховный комиссар ООН по правам человека М.Робинсон, открывшая в Рабате центр документации, подготовки и информации в этой сфере. Он должен был содействовать диалогу правительственных инстанций с лицами, занимающимися практической деятельностью (офицеры полиции, судьи, адвокаты, правозащитники).
В мае 1999 г. в страну приезжала делегация Международного центра по реабилитации жертв репрессий, которая заявила о намерении провести в Марокко очередной всемирный конгресс. Страна демонстрирует перед всем миром свою приверженность демократическим преобразованиям. За свое 38-летнее правление король Хаcан II подготовил своему сыну Мухаммеду VI возможность перехода к другому, более либеральному типу авторитарного правления. В этом есть заслуга и правозащитников: несмотря на издержки контролируемой демократии, правозащитное движение стало этапом на пути создания правового государства.
Многочисленные правозащитные организации создавались независимо от воли и желания правительства в ответ на нарушения гражданских прав и свобод. Они стали свидетельством того, что в общественном сознании все более утверждаются новые понятия: плюрализм, политическая свобода и демократия. Правозащитная деятельность подстегивает развитие гражданской и политической активности, создание демократических институтов. В развитие законодательства она также внесла свой вклад, способствуя некоторому приближению к правовому государству.
Общение с властью от противостояния переходит к компромиссу. Но сама власть ощущает потребность в изменении своих незаконных решений. Одним из способов стало создание иерархической структуры правозащитных организаций. Инициатива «снизу» была перехвачена властью, держащей под контролем всю политическую систему страны. В процессе этого правозащитные организации из общественных превратились в правительственные. Правозащитная деятельность стала монополией государства независимо от того, из каких мировоззренческих посылок эта деятельность исходит. Волей-неволей правозащитники стали заложниками их взаимоотношений с властью. Такова специфика демократизации страны.
Встраивание правозащитного движения во власть свидетельствует о сохранении авторитарности, являющейся нормой правления. Налицо стремление создать жестко централизованное государство при общей слабости либеральных и демократических тенденций. Марокканские правозащитники понимают, что еще не скоро государство станет действительно демократическим и правовым, но своей деятельностью они стремятся приблизить это время. Важной задачей на этом пути является ликвидация пропасти между народным правосознанием и правовой культурой европейски образованных профессиональных юристов.
Статьи по теме:
Либеральная революция конца ХХ века: обещания и упадок
Либерализм сложился как система взглядов, ставящая в центр политическую, экономическую и социальную свободу личности. Политическая демократизация, развитие предпринимательской и иной общественной инициативы являются сутью и смыслом либера ...
Способы продвижения имиджа государства
Существует несколько PR способов, которые позволят улучшить имидж России за рубежом и повысить образ России в глазах иностранцев.
Бренд для путешественников
Продвигать страну как бренд начал рекламный гуру Дэвид Огилви. В середине 1950- ...
Структура политической власти. Механизмы функционирования политической
власти
Как любое отношение, определенное взаимодействие политическая власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне – властвующие, их принято обозначать понятием "субъект" (это может быть целый народ, государственный орг ...
