PoliticalWay

Все стороны политики

Развитие гражданского общества в Марокко
Страница 8
Материалы » Развитие гражданского общества в Марокко

Проблема прав человека была возведена в ранг государственной, хотя на ее решение оказывают влияние различные общественные и политические силы. Впервые в арабском мире был создан министерский департамент по правам человека, а затем и соответствующее министерство. В мае 2000 г. правительство присвоило статус «общественной полезности» ассоциациям и организациям по защите прав человека, что обеспечило им финансирование и признание службой общественных интересов. Таким образом, была выстроена иерархическая структура правозащитных организаций, пошедших на компромисс с властью, которая, в свою очередь, взяла на себя обязанность соблюдать законность. В результате, с одной стороны, государство возглавило борьбу за права человека, а с другой, поставило под контроль организации, призванные защищать граждан от произвола государства. Некоторые руководители правозащитных организаций заняли административные посты в правительстве Юсуфи. Получилось, что государственные органы, по-прежнему допуская произвол, сами себя контролируют.

Министерство организовало просветительскую работу в области прав человека для полицейских и других властных чиновников. Оно направило усилия для внедрения просвещения в области прав человека в школьные программы пока в качестве эксперимента. В марте 1999 г. Ассоциация марокканских адвокатов открыла в Рабате центр по правам человека, который занимается приведением в соответствие местных законов с международными конвенциями по правам человека.

Марокканские власти начали активно пересматривать устаревшие законы в соответствии с внесенными поправками в конституцию 1992 г. В июле 1994 г. парламент отменил закон 1935 г., позволявший бросать в тюрьмы участников демонстраций по обвинению в деятельности, наносящей ущерб общественному порядку, или в неуважении к власти. На протяжении десятилетий этот закон служил основанием для арестов активистов оппозиционных партий, профсоюзных лидеров, журналистов и др. Против продолжающегося его применения выступали оппозиция, а затем и созданные правозащитные организации. Трижды они пытались провести через парламент постановление об отмене устаревшего акта, пока не добились успеха. Однако, как отмечалось в докладе госдепартамента США о правах человека в Марокко в 1997 г., «если власти в целом сдержанно относятся к мирным формам протеста, то они не терпят марши и демонстрации». По-прежнему «правительство ограничивает свободу слова и прессы в некоторых областях, держит в определенных рамках свободу собраний, совести, создания ассоциаций»13.

В июле же 1994 г. была объявлена амнистия всем политическим заключенным. Однако правозащитные организации продолжали критиковать органы внутренних дел за «превышение полномочий», хотя в докладе госдепартамента США говорилось о том, что в 1997 г. не было зарегистрировано случаев внесудебных убийств лиц, арестованных полицией. По данным авторов доклада, «власти без шума освободили несколько сотен человек, числившихся пропавшими без вести, в том числе около 300 человек в июне 1996 г., но никаких объяснений по поводу их арестов представлено не было». Правительство ежемесячно выплачивает 5 тыс. дирхамов (500 долл.) 28 бывшим узникам тюрьмы в Тазмамарте, выжившим после 18–20-летнего заключения. Это бывшие рядовые военнослужащие, арестованные в связи с попытками покушения на короля Хасана II в 1971 и 1972 гг. После освобождения правительство запретило им публичные выступления относительно их пребывания в заключении14. После помилования 28 арестантов власти объявили, что судьба бывших политзаключенных «окончательно» решена, хотя это далеко не так.

Определенное влияние на политику по отношению к политзаключенным оказал приход к власти «левого» правительства Юсуфи в марте 1997 г. Уже в апреле 1997 г. было освобождено 19 арестованных активистов левацкой Организации национально-демократического действия, представленной тогда в парламенте. В октябре 1998 г. король Хасан II поручил правительству в шестимесячный срок «окончательно решить все проблемы в области прав человека».

Консультативный совет по правам человека впервые опубликовал списки лиц, пропавших без вести в период с середины 60-х до середины 90-х годов. В нем фигурировали имена 112 человек, из которых 56 уже не было в живых. 12 человек из этого списка были признаны еще живыми и находящимися на свободе. Судьба или, точнее, имена еще 44 оставались неизвестными. В отдельный список из 18 человек были объединены лица, которые исчезли «при неизвестных обстоятельствах». Среди них профсоюзный активист А. Руисси, похищенный в 1964 г. До сих пор остаются неизвестными общественности обстоятельства гибели руководителя НСНС М. Бен Барки.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Статьи по теме:

Формирование целевой программы
Государственный заказчик - координатор целевой программы кроме полномочий, указанных в пункте 7 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российск ...

Избирательная система в России.
Нынешняя российская избирательная система сложилась в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993-1995 годов. Эта реформа началась с принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ и нашла свое дальн ...

Теория политической ренты
Теория политической ренты акцентирует внимание на том обстоятельстве, что целью участия экономических субъектов в политической деятельности может являться получение специфических преимуществ, обеспечивающих им рентные (т.е. превышающие ко ...