PoliticalWay

Все стороны политики

Развитие гражданского общества в Марокко
Страница 9
Материалы » Развитие гражданского общества в Марокко

Премьер-министр Юсуфи заявил в 1999 г., что правительство возместит жертвам похищений и произвольного заключения финансовые потери. В королевскую арбитражную комиссию поступило до 5900 заявлений от жертв или их семей. Правозащитные организации взяли этот процесс под свой контроль, оспаривая состав комиссии, которому не хватает независимости, критикуя за отсутствие прозрачности в ее решениях и т.п.

В апреле 1999 г. правительство ассигновало 40 млн. дирхамов (4 млн. долл.) для 39 заключенных на каторге в Тазмамарте или их семей в качестве временного пособия на медицинские расходы. Позднее было выделено около 140 млн. дирхамов в пользу 354 человек, а затем продолжились выплаты от 250 тыс. до 350 тыс. дирхамов каждому заключенному или их наследникам. Первые выплаты получили в июле 1999 г. некоторые заключенные западносахарцы, оказавшиеся в тюрьме в результате войны Морокко с Фронтом ПОЛИСАРИО, или семьи без вести пропавших военнопленных.

В феврале 1999 г. было объявлено о создании Ассоциации по реабилитации жертв репрессий, открытии центра по их реабилитации в Касабланке. В ноябре 1999 г. с разрешения властей были созданы правозащитная организация «Справедливость и правда», занимающаяся розыском пропавших. 29 октября был объявлен Днем Памяти жертв репрессий.

В августе 1999 г. было принято решение о реформе пенитенциарной системы. 9 октября 1999 г. активисты Марокканской ассоциации по правам человека и Форума за правду и справедливость собрались перед парламентом. Они потребовали осуждения руководителей, ответственных за похищения людей и произвольное заключение в тюрьму. В открытом письме министру юстиции 23 октября 1999 г. МАПЧ опубликовала в марокканской и иностранной прессе список из 14 лиц, ответственных за аресты. Среди них были руководители жандармерии и секретных служб. Раскритиковав министерство юстиции за бездеятельность, правозащитники потребовали наказания виновных.

Еще в феврале 1999 г. под трибунал попали два офицера полиции, которые были осуждены на 10 лет за применение силы, повлекшей смерть задержанного. Комиссар полиции, не признавший свою ответственность за эту смерть, был осужден на 8 лет лишения свободы. Так что процесс наказания виновных начался. В ноябре же 1999 г. левая оппозиция добилась, чтобы в отставку был отправлен министр внутренних дел с двадцатилетним стажем М.Басри, виновный в похищении людей. Из ряда вон выходящим случаем стало публичное покаяние на страницах прессы в 1999 г. бывшего офицера секретных служб М.Холти, виновного в жестокостях над политзаключенными в 70–80-е годы. Покаяние полицейских может стать стимулом для национального примирения.

Длительное время марокканские правозащитники выступают за отмену смертной казни, широко применявшейся в стране. В очередной раз в апреле 2002 г. МАПЧ призвала правительство отказаться от вынесения смертных приговоров. По ее данным, к расстрелу были приговорены не менее 110 марокканцев. Правозащитники потребовали от правительства подписать специальный протокол о запрещении смертной казни к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод15.

Постепенно правозащитное движение стало выходить на международный уровень. Марокканские организации активно участвуют в общеарабском правозащитном движении. Как известно, Организация Исламская Конференция (ОИК) в 1990 г. приняла Каирскую декларацию прав человека, призванную подтвердить, что исламские законы не противоречат международным нормам, касающимся защиты прав человека и доказывающим универсальность проблемы прав человека.

В октябре 2000 г. марокканские ассоциации по защите прав человека стали организатором регионального арабского конгресса по поддержке правозащитников и продвижению демократии в арабском мире. Этот конгресс призвал к конституционным реформам во всем арабском мире для обеспечения демократии и гарантирования политических свобод. На конгрессе присутствовали марокканский министр по правам человека и арабские юристы.

В марте 2000 г. в Каире Совет Лиги Арабских Государств избрал на пост президента будущей Арабской комиссии по правам человека одного из лидеров МОЗПЧ, юриста и университетского преподавателя X. Насири (на ближайшие два года). В октябре 2000 г. после генеральной ассамблеи в Каире Арабская организация по правам человека избрала двух: марокканцев, тоже активистов МОЗПЧ с мандатом на три года в совет секретарей организации.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Статьи по теме:

Основные направления внутренней политики
Политика приватизации «эры Киршнеров» не нашла единого объяснения. Специалисты пытаются выявить общую причину приватизации, осуществляемой четой Киршнер. «Как показывает опыт Аргентины, одной из фундаментальных дилемм реформаторского про ...

Политико-правовая идеология в России 30–50-х гг. XIX в.
После подавления выступления декабристов в России была усилена цензура, распущены все легальные общества. Государственной доктриной стала провозглашенная министром просвещения графом Уваровым идея официальной народности, согласно которой ...

Типология политического лидерства
Для изучения природы лидерства большое значение имеет типология политических лидеров. В соответствии с различными основаниями и критериями выделяется множество типов лидерства (по самым различным признакам). Разнообразие типов лидеров во ...