PoliticalWay

Все стороны политики

Развитие гражданского общества в Марокко
Страница 3
Материалы » Развитие гражданского общества в Марокко

События 1991 г., спровоцированные в университете исламистами, положили конец существованию единственного сохранившегося леворадикального движения в рамках Национального союза марокканских студентов. Кроме НСМС исламисты контролируют профцентр – Национальный союз трудящихся Марокко, возглавляемый А.Маати. На начало 1998 г. исламисты удерживали под контролем значительную часть университетов в стране. Их социальная база расширилась за счет лавочников, ремесленников и безработных.

Националистическая партия «Истикляль» фактически стоит на позициях исламистов и зачастую служит им прикрытием для легальной деятельности. Бывший ее лидер М.Бусетта (до 1998 г.) неоднократно высказывался за создание легальной исламистской партии. Оформление перед парламентскими выборами в 1992 г. Демократического блока четырех партий стало и целью исламистов, чтобы взять под свой контроль оппозиционное движение, возглавить и использовать его в своих интересах. Исламисты увидели в демократии действенное средство борьбы за власть, за вхождение в политическую жизнь, став ее полноправным участником. В результате демократизация политической системы, как и в других арабских странах, выявила совершенно определенную тенденцию – быстрый рост влияния исламистских движений. Но и королю Хасану II удалось найти компромисс с политическими партиями и сохранить сильные левые партии как достаточно реальный противовес исламистам.

Однако основным методом властей в борьбе с противодействием общества было беспощадное подавление, террор против своих граждан. Демократическая общественность окрестила годы государственной нестабильности в правление Хасана II «свинцовыми годами». Государство, вышедшее из тоталитаризма, не могло не быть жестоким и репрессивным. Правительство жестко подавляло инакомыслие. Аресты, пытки, казни, ссылки в неблагоприятные зоны, высылки из страны стали обычным явлением при наличии обвинительного уклона в правосудии. На практике часто не закон, а беззаконие главенствовало над правами человека. Практиковалось и физическое устранение наиболее ярких представителей оппозиции, как похищенный в Париже в 1965 г. М.Бен Барка и убитый исламистами по заданию спецслужб в 1979 г. член политбюро Социалистического союза народных сил (ССНС) О. Бенджеллун.

Предпринимались жесткие меры по подавлению левого, а затем и религиозного экстремизма. Репрессии обрушивались на левые партии и профсоюзы, на левые молодежные организации. Их руководители подвергались тюремному заключению. В 60–70-е годы арестовывались руководитель компартии А. Ята и генеральный секретарь МСТ М. Бен Седдик, руководство НСМС. Наиболее ощутимый урон понесла партия НСНС, лидеров которой обвинили в организации заговора против короля в 1963 г. Ставший в 1998 г. премьер-министром А. Юсуфи, в 70-е годы был приговорен к смерти, а в 80-е годы был помилован королем. К длительным тюремным срокам были приговорены левые лидеры: Серфати (17 лет тюрьмы и 8 лет ссылки), А. Муршид (22 года тюрьмы), А. Шауи (15 лет тюрьмы) и т.п. Десять лет без судебного решения находился под домашним арестом с 1989 г. лидер запрещенной исламистской организации «Аль-Адль валь-Ихсан» А. Ясин.

Многие арестованные исчезли бесследно. С середины 60-х годов до конца 90-х пропали без вести свыше 900 человек. Многочисленные смертные приговоры, длительные тюремные заключения, высылки в Сахару и за пределы страны, расстрелы митингов и демонстраций, участников забастовок стали повсеместным явлением.

В 60–70-е годы репрессии обрушивались и на марокканскую прессу. Закрывались неугодные издания и печатавшие их типографии, арестовывались директоры и главные редакторы проштрафившихся газет и журналов. Официально цензура печати была отменена в 1977 г., но негласно она сохранилась, а руководство изданий несло личную ответственность за смелые публикации (вплоть до ареста).

Власти продолжают оказывать давление на неугодных издателей. Существующая на деле запретительная и карательная цензура сужает доступ к информации, обеспечивая жесткий контроль над населением, создавая широкие возможности для преследования непокорной прессы, ограничивая плюрализм мнений. Ведь свобода прессы – это глас общественного мнения, которое высказывает свою точку зрения на все проблемы, это самый острый политический механизм. Именно общественная солидарность гарантирует независимость СМИ – одной из главных составляющих демократии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Кризис на Северном Кавказе - причины, развитие, перспективы преодоления
Его Величество король уже в силу самой при роды вещей не может быть преступником, что бы он ни совершил. Талейран Проблема взаимоотношений ‘центра’ с ’периферией’ существует практически в любом сколько-нибудь значительном государстве. ...

Разработка федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России. Порядок принятия решений о разработке программ
Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации. Сроки реализации д ...

Типы политических руководителей
История изучения политического лидерства представляет собой пример обширного многообразия подходов. Одни исследователи определяют политическое лидерство - как "влияние", другие - как "управление", третьи - как "пр ...