PoliticalWay

Все стороны политики

1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран Магриба
Страница 1
Материалы » 1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран Магриба

На Востоке издавна именно политические факторы, в частности, правящая элита, во многом определяли направление общественного развития, формы его экономической и политической трансформации, место человека в структуре социальных отношений. Поэтому изучение исторической, политической, социальной эволюции правящих элит заслуживает особого внимания.

Страны Магриба, являясь частью обширного и стратегически важного региона мира, а также исламской цивилизации, играют заметную роль в системе международных отношений. Происходящие в них процессы во многом определяют ситуацию не только на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но и во всем мире, что обусловливает значимость исследования политической культуры правящих элит, оказывающей прямое влияние на внутри- и внешнеполитический курс рассматриваемых арабских государств.

В сравнительном анализе политической культуры правящих элит Алжира, Марокко и Туниса на разных этапах их исторического развития основной упор был сделан на выявлении роли внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран региона.

В период колонизации в странах Магриба наряду с представителями традиционной доколониальной элиты – носителями мусульманской ортодоксальной идеологии политическая элита разрастается за счет европеизированной национальной интеллигенции, предпринимателей, получивших европейское образование и приобщившихся к различным политическим течениям Запада. Общение с представителями колониальных управленческих структур, обучение в школах, созданных европейцами, возможность получения образования в Европе способствовали формированию у представителей элиты новых политических интересов и ориентаций.

Большое влияние на состояние политической культуры стран Магриба оказало перенесение в них европейских политических институтов – создание в заморских владениях Франции некоего подобия правительств по образцу европейских стран, при этом в некоторых странах – Марокко, Тунис – сохранялись и традиционные институты управления. Политическая система колониального общества, таким образом, состояла из двух подсистем: европейской и традиционной. Подобный дуализм отразился и во взглядах тонкой прослойки местного населения – политической элиты, – которая была непосредственно связана с колониальными управленческими структурами. В ее политическом сознании зарождалась двойственность: на традиционные формы политического поведения постепенно накладывались стереотипы западноевропейской модели политической культуры.

В ходе колонизации стран Магриба в среде местной политической элиты произошел раскол на сторонников и активных участников национально-освободительной борьбы и противников движения за независимость. К последним относились представители традиционной элиты – паши и каиды, назначавшиеся колониальными властями, часть родовой знати и крупных торговцев, некоторые преподаватели университетов и религиозные деятели, активно сотрудничавшие с колонизаторами и получавшие от подобного сотрудничества значительную выгоду.

Первые реформаторские движения, трансформировавшиеся затем в национальные движения за независимость, зарождались в среде местных торговцев и предпринимателей, интеллигенции, европеизированной знати, недовольных притеснениями колонизаторов, ущемлением своих прав. Трансформация политических движений из культурно-про-светительских в националистические выражалась в эволюции их идейно-политической направленности: от ассимиляционизма к арабскому национализму, сыгравшему основополагающую роль в борьбе арабских народов за национальное освобождение, в становлении и развитии независимых арабских государств. Националистические движения возникали как оппозиционные в ходе антиколониальной борьбы. Следовательно, возглавлявшие их политические деятели являлись контрэлитой по отношению к колониальным властям и местной политической элите, сотрудничавшей с колонизаторами. Именно представители контрэлиты стали во главе арабских государств после завоевания независимости и составили основу правящих элит независимых стран Магриба.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Французский либерализм
Падение Наполеона и его режима, возвращение на трон династии Бурбонов не остановило той классовой борьбы, которая развернулась во Франции с 1789 г. за утверждение в стране новых, капиталистических отношений. Дворянская аристократия продол ...

Межгосударственные отношения, их место и роль в мировой политике
По мнению многих авторов, межгосударственные отношения выступают в качестве основного элемента международных отношений, представляющих собой совокупность интеграционных экономических, политических, правовых, дипломатических, военных и дру ...

Исторические предпосылки возникновения и развития Пакистана. Становление государственности в Пакистане
Важные изменения в культуре местного населения произошли в VI-VII вв. В 664 г. произошло первое вторжение арабских завоевателей в долину Инда (через Южный Афганистан к Мултану), но только в 711-713 гг. Мухаммад ибн Касим, военачальник оме ...