PoliticalWay

Все стороны политики

Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII - XIX веков.
Страница 6
Материалы » История развития политической мысли в России » Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII - XIX веков.

Профессор права Московского университета, ученик Гранов­ского Б.Н.Чичерин был самым влиятельным идеологом либерализма в России конца XIX века. Он был сторонником правового государства, конституционной монархии, хотя и критиковал "близорукий деспо­тизм" Александра I и Николая I. Он развивал теорию общности ис­тории России и Европы, аргументировал идейные предпосылки общ­ности их политических принципов. В то же время он выступал против социального равенства и помощи слабым. Поддержка нуждающихся - это не государственное дело, а дело частное, вопрос человеколюбия. Для того, чтобы все имели одинаковые блага, надо обирать богатых, а это не только нарушение справедливости, - считал Чичерин, - но и извращение коренных правил человеческого общежития. Он отмечал, что драматизм русской политической мысли заключается в преоблада­нии крайностей радикализма и консерватизма.

Наоборот, у П.И.Новгородцева в идее правового государства главным моментом выступала защита слабых, работающих по найму. Необходим минимум социальных прав, которые гарантируются госу­дарством: право на труд, профессиональную организацию, социальное страхование.

Новгородцев вплотную подошел к идее социального госу­дарства. Задачу и сущность права он видит в охране личной свободы, для чего, в первую очередь необходима забота о материальных услови­ях свободы, ибо без этого свобода может оказаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным юридически, но отнятым факти­чески.

П.Новгородцев видел решение проблем России не в заимство­вании западных институтов, но в творческом подходе к процессу эво­люции самодержавия, в переходе от автократии к государству с товар­ной экономикой и демократическими институтами, с государственным контролем за развитием социальных отношений.

Либеральная мысль России проделала большой путь от прямых заимствований западных идей до разработки многих оригинальных идей государственного переустройства России.

Однако в целом либеральное политическое мышление в России не стало всеохватывающим, имело незначительное влияние, что объяс­нялось слабостью начал индивидуализма в российской культуре и эко­номике, сохранением общинности в хозяйствовании основной массы производителей. Массовое неприятие идей либерализма в постсоветский период объясняется не только позитивными моментами социали­стической эпохи, но и указанными выше факторами.

Наряду с либерализмом, в России с середины XIX века прочно утверждается и консервативная традиция развития политической мыс­ли. Среди консерваторов были идеологи реакционного характера, ко­торые отстаивали верность только прошлому, и те, для которых обра­щение к прошлому, истории служило стимулом совершенствования общества на основе определенной устойчивости, стабильности. К пер­вой группе часто относят Н.М.Карамзина, С.С.Уварова, К.П.Победоносцева, ко второй группе - реформаторски настроенных поздних славянофилов, авторов русской идеи (Н.Я.Данилевский, В.С.Соловьев и др.). Понятно, что такое деление является весьма условным.

Стремление к удержанию настоящего посредством укрепления прошлого имело широкое распространение. Л.Толстой, к примеру, отмечал, что Россия объелась реформами, ей нужна диета. Однако можно ли по этому высказыванию относить великого писателя к реак­ционному крылу консерватизма? В постсоветское время после перестроечных порывов и разочарований, идея разумности пределов космо­политизма, вестернизации, толстовская мысль о «диете» вновь при­обрела актуальность, используется российскими неоконсерваторами, отнюдь далеко не реакционерами.

В России консерватизм приобрел специфически русскую идео­логию славянофильства. Его носителями были люди, чьи имена вошли в историю России.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Контрольный тест
Действительно ли все перечисленные признаки могут являться признаками конфедерации: 1) наличие нескольких равноправных президентов; 2) временный характер существования; 3) обязательно должны быть единая валюта и один главнокомандующий ...

Политическая система великого княжества Владимирского в период становления Российского централизованного государства XIII – XV века. Общественно-политическое развитие Владимирского Княжества
Общественно-политическое развитие Северо-Восточной Руси отличалось значительными особенностями. Здесь позднее, чем в других частях Руси, стали развиваться феодальные отношения. Ко времени распада Древнерусского государства в этом крае еще ...

Политические идеи Киевской Руси
В ІХ-ХІІ в Киевской Руси состоялось формирование феодального общества и начали развиваться понятие государства, права, политические взгляды, наука, литература, философия и т.п В этом процессе важную роль отыгрывало христианство. Подтверж ...