PoliticalWay

Все стороны политики

Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII - XIX веков.
Страница 8
Материалы » История развития политической мысли в России » Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII - XIX веков.

Отдельную страницу в истории политической мысли России составляют правовые и политические взгляды революционных демократов.

Вторая половина XIX века характерна развитием революцион­ного демократизма. Его представители А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский и другие - развертывают критику не только фео­дального, но и буржуазного государства и права. Они отрицают вся­кий эксплуататорский строй и соединяют революционный демокра­тизм с утопическим социализмом.

Применительно к России Герцен назвал свою теорию теорией «русского социализма». Она основывалась на его представлениях о преимуществах сохранившейся в России сельской общины. Идеализи­руя общину, Герцен рассматривал ее как готовую ячейку социализма, а сохранение общины - как залог перехода к социализму, минуя капита­лизм. Русского крестьянина он считал прирожденным социалистом.

Оригинальной является трактовка Герценом проблемы госу­дарства. Происхождение государства, как и другие мыслители, он объ­яснял в духе договорной теории, выводил из необходимости сохранить общественную безопасность. Однако Герцен уже понимал, что госу­дарства служат не «общему благу», а задачам социального угнетения. По его мнению, «государство одинаково служит и реакции, и революции, тому, с чьей стороны сила». В государстве он видел форму без содержания. В этом - и сила, и слабость его воззрений. Не видя в госу­дарстве определенного содержания, он апеллировал к «верхам», наде­ялся на реформы. С другой стороны, такой подход позволил преодо­леть влияние Бакунина и увидеть в государстве мощное средство за­щиты революции, осуществления глубоких общественных преобразо­ваний. Представляя себе социализм как общество без государства, Герцен в то же время не требовал его немедленной ликвидации, отри­цал «скорую неминуемость безгосударственного устройства».

Герцен вплотную подошел к пониманию сути мнимой демо­кратии. «Буржуазное государство представляет собой анонимное об­щество политических шулеров и биржевых торговцев». Он клеймит кровавую роль государства во время революции 1848 года и пишет, что по жестокости и беспощадности расправы с народом буржуазное государство превзошло даже феодальное государство с его кулачным правом.

Гневно разоблачает Герцен и буржуазный парламентаризм. Путем подкупа, угроз, других средств давления на избирателей бур­жуазия обеспечивает необходимый ей состав парламента. Избиратель­ное право - одно из средств обмана народных масс.

Герцен различает две формы организации человеческого об­щества - монархию и республику, при этом различая политическую и социальную республики. Политическая, т.е. буржуазная республика, рассматривается им как наружная, не удовлетворяющая интересов большинства народа. Но и такая республика свободнее конституцион­ной монархии. Она является этапом к освобождению народа, к соци­альной республике.

Значителен вклад Герцена в разработку национального вопро­са. Он выступает поборником дружбы народов, их совместной борьбы против социального гнета. Главное здесь требование Герцена - право наций самим определять свою судьбу, включая и образование само­стоятельного государства. При этом он был убежден, что после рево­люции народы, населяющие Россию, не захотят отделяться, войдут в добровольно и свободно созданный союз. Свои воззрения по нацио­нальному вопросу он проявил в поддержке стремления польского народа освободиться от ига России, всецело был на стороне польских повстанцев в 1863 году, чем спас честь русской демократии.

В.Г.Белинский (1811-1848) принадлежал уже к новому поколе­нию деятелей освободительного движения - поколению революционе­ров-разночинцев.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Практическое задание
Используя шкалу мощи государств, определите геополитический вес Армении в кавказском регионе. Американец Альфред Мэхэн разработал теорию «Морского могущества, согласно которой мощь государства зависит от способа использования ею моря и ф ...

Основные функции и формы политической власть
Основная функция политической власти – управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочайших ...

Русский политический консерватизм.
Консерватизм как идеология. Жить значит меняться, оставаясь неизменно самим собой. То, ради чего стоит жить, то, от чего нельзя ни при каких обстоятельствах отказаться, называется "идентичностью". Консерватизм есть идеология, ...