PoliticalWay

Все стороны политики

Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII - XIX веков.
Страница 9
Материалы » История развития политической мысли в России » Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII - XIX веков.

Главная заслуга Белинского в разработке общественно-политических проблем состояла в критике современной для него дей­ствительности. В «Письме к Гоголю» он дал потрясающую картину России как страны, где «люди торгуют людьми» и «нет не только ни­каких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть огромные корпорации разных служеб­ных воров и грабителей. Горе государству, когда оно в руках капита­листов», - писал В.Белинский.

Переход к социализму, который Белинский называл «идеею идей», «бытием бытия», «альфой и омегой веры и знания», он связывал, прежде всего, с народной революцией. Он горячо верил в светлое буду­щее России и писал, что через сотню лет она встанет во главе всего человечества.

Основным выводом, который сделал Н.Чернышевский, как и другие революционные демократы, был вывод о необходимости на­родной революции и перехода к социализму. Он, как и Герцен, мечтал, чтобы Россия миновала стадию капитализма, однако в отличие от Герцена, не считал общину уже готовой ячейкой социализма, считал, что общинное земледелие должно быть дополнено коллективным веде­нием хозяйства и что социализм возникнет из развития кооперации в промышленности и земледелии. Формой такой кооперации он считал промышленно-земледельческие товарищества.

В своих воззрениях на государство и право Н.Г.Чернышевский выдвинул ряд важных положений. Он справедливо полагал, что государство складывается одновременно с появлением частной собствен­ности, хотя и не видел, что оно возникает в связи с разделением об­щества на классы. Он высказал мысль о возможности отмирания госу­дарства, хотя и не связывал эту возможность с отмиранием классов, а лишь с полным удовлетворением потребностей людей. Он дал резкую критику буржуазной демократии, заявляя, что в Англии « .великолепный спектакль парламентского правления почти постоянно оказывается чистою комедиею». Он обосновал необходимость уста­новления в ходе революции демократической республики с развитым местным самоуправлением, указывал при этом, что для проведения политических и экономических преобразований необходим длитель­ный переходный период.

В национальном вопросе Н.Г.Чернышевский безоговорочно отстаивал принцип верховной власти народов располагать своей судь­бой. Каждый народ имеет право отделиться от государства, к которо­му он не хочет принадлежать. Наиболее приемлемой формой государ­ственного устройства многонационального государства он считал федерацию. «Кто принимает федеративную мысль, тот находит разре­шение всех запутанностей». Вхождение в федерацию должно быть доб­ровольным, а сама федерация может быть основана только на равно­правии наций.

Творчество Н.Чернышевского было вершиной революционно­го демократизма в России. В 70-х годах революционный демократизм выступил в форме революционного народничества.

В.И.Ленин справедливо выделяет три основные черты народ­нических воззрений:

ü признание самобытности русского экономического строя, крестьянской общины, в частности, рассмотрение общинного произ­водства как высшего по сравнению с капитализмом;

ü признание капитализма в России упадком, регрессом;

ü игнорирование связи интеллигенции с материальными инте­ресами определенных общественных классов.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 


Статьи по теме:

Понятие и сущность политической системы
Существует несколько дефиниций понятия «политическая система», однако более точно дал ее определение американский политолог Г. Алмонд. Политическую систему Алмонд определяет как сложную, многогранную систему взаимодействия государственных ...

Политическая мысль Востока
Цивилизации Древнего Востока (Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая) сохранили фрагментарные суждения об устройстве государства, искусстве правления. Существовавшие тогда представления об общественном порядке при некоторых особенностях ...

Структура политического сознания
Г.Т. Тавадов отмечает, что политическое сознание многомерно. Среди его компонентов он отмечает следующие: · научное отражение политической реальности, систематизированное и обобщенное в форме политической науки и политической теории; · ...