PoliticalWay

Все стороны политики

Становление правового государства и гражданского общества в России
Страница 1
Материалы » Гражданское общество и правовое государство » Становление правового государства и гражданского общества в России

История зарождения и развития идеи правового государства важна для практической реализации концепции российской правовой государственности в современных условиях. Особое значение имеет разработка вопросов правовой государственности ведущими учеными России XIX - начала XX в., выдвинувшими немало оригинальных идей, пронизанных пафосом свободы личности, нравственной гуманной правовой власти (ограничивающей деспотизм и произвол), права как воплощения справедливости, добра и общего блага, как меры свободы и принципа всеобщего равенства. Здесь следует прежде всего назвать известного юриста, философа, публициста Б. Н. Чичерина и выдающегося религиозного философа, богослова В. С. Соловьева.

Общей характерной чертой выдающихся русских мыслителей в области права и правового государства было их стремление поставить в центр политико-правовой теории проблему человеческой личности, прав и свобод человека, нравственную оценку государственной власти и принимаемых ею законов. В этом отношении передовые мысли России развивались в русле самых прогрессивных идей гражданского общества, уже утверждавшегося на Западе. Блестящим представителем этого направления был русский религиозный философ и политический мыслитель Н. А. Бердяев, обосновавший идеи гармонии интересов личности и общества, гарантии естественных прав и свобод человека как необходимых условий правового государства.

Следует напомнить, что Россия традиционно принадлежит к тем странам, которые больше ориентированы на государство, чем на общество. Глубоко укоренено убеждение в необходимости сильного государства, что, к сожалению, нередко уравнивалось с самоволием власти. Общество по традиции недостаточно автономно и независимо, а граждане часто оставлены на милость государства и всемогущих политиков. Итальянский ученый А. Грамши подчеркивал эту специфику: «На Востоке (и в России) государство было всем, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и гражданским обществом были упорядоченные взаимоотношения, и если государство начинало шататься, тотчас выступала наружу прочная структура гражданского общества. Государство было лишь передовой традицией, позади которой была прочная цепь крепостей и казематов».

Важно подчеркнуть, что политико-правовое развитие под влиянием демократической общественно-политической мысли и освободительного движения дворянского и разночинного этапов во второй половине XIX в., в эпоху Александра II (1855-1881), постепенно приближало Россию к конституционному строю. Об этом свидетельствовали: отмена крепостного права; судебная реформа - введение суда присяжных, создание прокуратуры и адвокатуры; общественное признание сословия юристов и адвокатов; изменения в гражданском законодательстве; земская реформа 1864 г. о земских собраниях и управах; финансовые реформы; реформы в области народного образования, в том числе принятие нового устава университетов (1863), предоставляющего им широкую автономию; военные реформы.

Революция 1905 г. и особенно Февральская революция 1917 г., постепенное конституирование буржуазной республики в России сопровождались утверждением системы прав и свобод, образованием многочисленных партий и созданием многопартийной системы, постепенным формированием органов и структур, характерных для правового государства и гражданского общества. В стране формировалась правовая государственность на основе утверждающегося буржуазного общества. Этот естественный процесс был прерван в октябре 1917 г.

В условиях тоталитаризма государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Из социально-политической жизни устраняется плюрализм. Насильственно демонтируются социально-классовые барьеры. Власть претендует на то, чтобы представлять некий «всеобщий сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы взаимодействия: гражданское общество - государство, народ - политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его присущих ему социальных функций саморегуляции и саморазвития. Коллективная идентичность, упраздняющая индивидуальность,- один из принципов тоталитаризма. Государство деформирует гражданское общество, сковывает функционирования его элементов, сводит к минимуму автономию и самостоятельность индивидуумов и социальных групп. Политическая практика тоталитарных режимов XX в. наглядно свидетельствует, что эти режимы могут существовать стабильно, только загоняя гражданское общество в подполье, действуя принуждением, страхом или добиваясь апатии.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Мажоритарная система абсолютного большинства
От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных и ...

Анализ геополитического пространства стран Персидского залива. Геополитическая идентификация региона Персидского залива
Как свидетельствует исторический опыт, на протяжении многих столетий регион Персидского залива в силу своего выгодного географического месторасположения подвергался брутальному воздействию внешних сил. Этот факт неоднократно подчеркивался ...

Теоретическое обоснование демократии. Б. Спиноза
Видным теоретиком естественного права был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.). Жизнь и деятельность Спинозы протекали в условиях резкого обострения нападок кальвинистского духовенства на республиканск ...