PoliticalWay

Все стороны политики

Становление правового государства и гражданского общества в России
Страница 1
Материалы » Гражданское общество и правовое государство » Становление правового государства и гражданского общества в России

История зарождения и развития идеи правового государства важна для практической реализации концепции российской правовой государственности в современных условиях. Особое значение имеет разработка вопросов правовой государственности ведущими учеными России XIX - начала XX в., выдвинувшими немало оригинальных идей, пронизанных пафосом свободы личности, нравственной гуманной правовой власти (ограничивающей деспотизм и произвол), права как воплощения справедливости, добра и общего блага, как меры свободы и принципа всеобщего равенства. Здесь следует прежде всего назвать известного юриста, философа, публициста Б. Н. Чичерина и выдающегося религиозного философа, богослова В. С. Соловьева.

Общей характерной чертой выдающихся русских мыслителей в области права и правового государства было их стремление поставить в центр политико-правовой теории проблему человеческой личности, прав и свобод человека, нравственную оценку государственной власти и принимаемых ею законов. В этом отношении передовые мысли России развивались в русле самых прогрессивных идей гражданского общества, уже утверждавшегося на Западе. Блестящим представителем этого направления был русский религиозный философ и политический мыслитель Н. А. Бердяев, обосновавший идеи гармонии интересов личности и общества, гарантии естественных прав и свобод человека как необходимых условий правового государства.

Следует напомнить, что Россия традиционно принадлежит к тем странам, которые больше ориентированы на государство, чем на общество. Глубоко укоренено убеждение в необходимости сильного государства, что, к сожалению, нередко уравнивалось с самоволием власти. Общество по традиции недостаточно автономно и независимо, а граждане часто оставлены на милость государства и всемогущих политиков. Итальянский ученый А. Грамши подчеркивал эту специфику: «На Востоке (и в России) государство было всем, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и гражданским обществом были упорядоченные взаимоотношения, и если государство начинало шататься, тотчас выступала наружу прочная структура гражданского общества. Государство было лишь передовой традицией, позади которой была прочная цепь крепостей и казематов».

Важно подчеркнуть, что политико-правовое развитие под влиянием демократической общественно-политической мысли и освободительного движения дворянского и разночинного этапов во второй половине XIX в., в эпоху Александра II (1855-1881), постепенно приближало Россию к конституционному строю. Об этом свидетельствовали: отмена крепостного права; судебная реформа - введение суда присяжных, создание прокуратуры и адвокатуры; общественное признание сословия юристов и адвокатов; изменения в гражданском законодательстве; земская реформа 1864 г. о земских собраниях и управах; финансовые реформы; реформы в области народного образования, в том числе принятие нового устава университетов (1863), предоставляющего им широкую автономию; военные реформы.

Революция 1905 г. и особенно Февральская революция 1917 г., постепенное конституирование буржуазной республики в России сопровождались утверждением системы прав и свобод, образованием многочисленных партий и созданием многопартийной системы, постепенным формированием органов и структур, характерных для правового государства и гражданского общества. В стране формировалась правовая государственность на основе утверждающегося буржуазного общества. Этот естественный процесс был прерван в октябре 1917 г.

В условиях тоталитаризма государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Из социально-политической жизни устраняется плюрализм. Насильственно демонтируются социально-классовые барьеры. Власть претендует на то, чтобы представлять некий «всеобщий сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы взаимодействия: гражданское общество - государство, народ - политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его присущих ему социальных функций саморегуляции и саморазвития. Коллективная идентичность, упраздняющая индивидуальность,- один из принципов тоталитаризма. Государство деформирует гражданское общество, сковывает функционирования его элементов, сводит к минимуму автономию и самостоятельность индивидуумов и социальных групп. Политическая практика тоталитарных режимов XX в. наглядно свидетельствует, что эти режимы могут существовать стабильно, только загоняя гражданское общество в подполье, действуя принуждением, страхом или добиваясь апатии.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Политико-административное управление процессами разрешения социальных конфликтов
На данном этапе развития российского общества конфликтами охвачены все сферы жизни - социально-экономическая, политическая, сфера межнациональных отношений и т. д. Они порождены реальными противоречиями в ходе углубления кризисного состоя ...

Сущность и особенности политической психологии
Роль духовных факторов в политике отнюдь не ограничивается воздействием на людей идеологических доктрин и программ. Не менее, а нередко и более существенное значение для политики имеет другая форма политического сознания — политическая пс ...

Террористические организации и их деятельность
Достаточно долго рассадником терроризма в Азии был Пакистан, который поддерживал сепаратистские группы в сопредельных районах. В Кашмире Пакистан приступил к подобной деятельности еще в 1970-е годы, когда им было начато обучение сикхских ...