PoliticalWay

Все стороны политики

Становление правового государства и гражданского общества в России
Страница 4
Материалы » Гражданское общество и правовое государство » Становление правового государства и гражданского общества в России

В условиях традиционной неразвитости институтов гражданского общества в нашей стране конституционное закрепление основ их свободного саморазвития крайне необходимо. Тем самым ставится надежный заслон излишнему вмешательству государства в личную жизнь гражданина и гарантируется развитие именно демократических начал самоуправления в основных сферах жизнедеятельности общества. В то же время ясно, что государство не вправе устраняться от регулирования общественно-политических, организационно-экономических и социальных отношений. В Конституции определяются и обязанности государства перед гражданским обществом.

Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет и развивает гражданские права и свободы, провозглашенные в Конституции. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других имущественных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Совершенно ясно, что проблема формирования гражданского общества является ключевой при переходе от тоталитарной системы к демократии. Значимость гражданского общества обусловлена тем, что в его отсутствие невозможно создать условия для инициативной, творческой и граждански активной личности. И конечно, формирование гражданского общества должно стать главным гарантом обновления нашего государства, построения подлинно демократических институтов, демократической политической культуры, т. е. демократической политической системы общества.

Выделим наиболее принципиальные направления становления гражданского общества в современной России:

ü формирование и развитие новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обусловленной ими открытой социальной структуры общества;

ü становление адекватной этой структуре системы реальных интересов, объединяющих личности, социальные группы и слои в единую общность;

ü возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, самодеятельных организаций, общественно-политических движений, составляющих главные институты гражданского общества и среду для раскрытия творческой активности личности;

ü обновление взаимоотношений между социальными группами, общностями (национальными, классовыми, региональными, профессиональными, половозрастными и др.);

ü создание экономических, социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности;

ü формирование и развертывание механизмов социальной саморегуляции и самоуправления на всех уровнях общественного организма.

Особенность современной России состоит в том, что элементы и блоки гражданского общества предстоит создавать во многом заново. Необходимо организовывать «нормальные» профсоюзы: попытки реформирования прежних, по сути государственных, профсоюзов не привели к успеху. Нужны также полноценные предпринимательские объединения: те, что существуют сегодня, либо неэффективны, либо преследуют узкокорпоративные интересы. Возникнут, разумеется, и другие группы интересов - общенациональные, региональные, локальные. Лишь на основе взаимодействия интересов труда и капитала станут возможными и экономическая модернизация, и создание демократического правового государства, которое смогло бы стать арбитром в соперничестве различных групповых интересов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Связанные и свободные списки. Преференциальное голосование.
Если в составленный партией список кандидатов никаких изменений избирателю вносить нельзя, то мы имеем дело с так называемыми связанными списками (жесткими, закрытыми). Если же вносить изменения можно, то такие списки называются свободным ...

Условия разрешения политического конфликта
Для обозначения путей выхода из конфликта используются понятия «разрешение конфликта» и «урегулирование конфликта». Разрешение конфликта - это устранение причин, породивших его, исчерпание предмета спора. Урегулирование конфликта - такой ...

Демократический политический режим
Понятие “демократия” многогранное. Его используют на обозначение типа политической культуры, определенных политических ценностей, политического режима. В узком понимании “демократия” имеет только политическую направленность, а в широком - ...