PoliticalWay

Все стороны политики

Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в выборах
Страница 1
Материалы » Участие политических партий в формировании органов государственной власти » Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в выборах

Конституция РФ 1993 года, закрепившая установившуюся в стране институциональную систему, утвердила неравномерное распределение полномочий и ответственности между институтами власти. Институт президентства оказался фактически вынесен за рамки разделения властей. При этом не было создано элементарных механизмов не только гражданского, но и парламентского контроля за деятельностью Президента РФ.

В 1994году был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». В законодательстве устанавливалась, в частности, возможность двойной баллотировки кандидатов в общефедеральном списке избирательного объединения и в одномандатном округе. Закреплялся 5-процентный барьер голосов избирателей, необходимых для участия партий в распределении мест по общефедеральному округу.

Данный барьер вводился для того, чтобы преодолеть такой недостаток пропорциональной системы, как отсутствие стимулов, сдерживающих фрагментацию партий. Кроме того, утверждался петиционный принцип выдвижения кандидатов и списков кандидатов, в соответствии с которым для участия в выборах кандидатам было необходимо собрать определенное количество подписей. Это был рамочный закон, в соответствии с которым в 1995г. Были приняты федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации».

Выборы депутатов Государственной Думы в декабре 1995г., президентские выборы 1996г., выборы президентов и глав администрации субъектов Федерации и их законодательных (представительных) органов показали несовершенство избирательного законодательства в России. В связи с этим в сентябре 1997г. Был подготовлен и принят новый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации». На его основе были изменены региональные и местные законы о выборах. Однако и этот закон оказался не идеальным. В практике выборов появились новые антитехнологии, против которых можно бороться только посредством закона. Поэтому в марте 1999г. Были внесены серьёзные изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основных гарантиях .»).

С учетом этого закона в июле 1999г. Был принят новый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Стремление депутатов сделать выборы цивилизованными привело к появлению в законе разъяснений, уточнений и комментариев. В результате закон получился громоздким, «неудобоваримым». Даже на его опубликование потребовалось немало средств (текст закона занимал 350 страниц).

Конституция РФ в ст.81 определяет порядок избрания Президента РФ, в ст.95-97 порядок формирования Совета Федерации и избрания депутатов Государственной Думы, а в ст. 130 - порядок формирования органов местного управления. Почему-то в Конституции РФ «пропущен» такой важный уровень в системе государственной власти и управления, как региональный. Субъекты Федерации разрабатывают и принимают законы о выборах законодательных органов республик, краев и областей и глав их администраций или президентов, а также законы о выборах представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований. В принимаемых на этом уровне избирательных законах содержалось множество разногласий и несоответствий с федеральными законами.

В феврале 2000 года Государственная Дума приняла в первом чтении один из пяти представленных законопроектов «О политических партиях». В связи с этим дискуссия по данному вопросу разгорелась с необычайной силой. А это показало, что закон действительно необходим, в связи с тем, что за последние годы наши политики, законодатели, высокие должностные лица, все чаще ограничивают свою аргументацию соображениями политического, экономического, социального характера, игнорируя правовые основы и аспекты любой обсуждаемой ими проблемы. Или прямо призывая пренебречь юридическими «формальностями» и решать любые проблемы «по понятиям».

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Международные отношения и внешняя политика
1. Какие формы зависимости используются высокоразвитыми странами для давления на государства «третьего мира»? Не является ли использование этих форм зависимости более эффективным, чем применение силы или угрозы применения силы? Высокораз ...

Функции политической системы общества
Функции политической системы общества - это определение социально-значимых целей развития общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; управления политическими процессами; контроль за выполнением законов и правил, прес ...

Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. Введение
XVI в. – век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде стран (Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия и др.) складывались большие и сильные дворянские монархии. В процесс ...