PoliticalWay

Все стороны политики

Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в выборах
Страница 3
Материалы » Участие политических партий в формировании органов государственной власти » Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в выборах

4.Даже в тех случаях, когда в главах и статьях закона содержаться положения, соответствующие Конституции РФ, их противоречие другим положениям, соответствующим его преамбуле, придает закону противоречивость, двусмысленность.

5.В законе отсутствует прямой запрет на членство в партиях для сотрудников правоохранительных органов и для военнослужащих и др., что вызвало много споров и недовольства политологов и депутатов. Аргументы были таковы: нельзя лишать этих людей права на выражение своих политических взглядов, пусть они тоже смогут быть членами партий. Но эта аргументация не выдерживает критики. Не только в условиях России, но и в условиях других стран военные, милиционеры, налоговые полицейские и т.п. будут руководствоваться не столько своими политическими взглядами, сколько приказом начальства. К чему это приведет, понятно, что текущая «партия власти» получает возможность на осуществление «политической экспансии» в структурах, построенных по жесткому командному принципу.

Это далеко не полный перечень спорных вопросов, который присутствует в законе.

Федеральный закон «О политических партиях» был принят 11 июля 2001 года. Не смотря на имеющиеся недостатки, принятие данного закона было необходимостью. Закон, конечно, был запоздалым, поскольку его отсутствие стало серьезным барьером на пути полноценного развития политических партий и партийной системы во второй половине 1990-х годов.

В законе во—первых, прописан институт партии как особой формы общественного объединения, создаваемого для участия граждан в политической жизни. Во-вторых, право на участие в федеральных и региональных выборах закреплено исключительно за партиями. В-третьих, установлены требования к общей численности партии - не менее 10 тысяч членов («партминимум») и к количеству региональных отделений - не менее 45 (при этом в каждом должно быть не менее 100 партийцев). В-четвертых, введен запрет на создание межрегиональных, региональных и местных партий. В-пятых, предусмотрен сложный порядок государственной регистрации партий и достаточно широкий перечень для приостановления их деятельности и ликвидации. В-шестых, федеральным парламентским партиям, как и партиям, набравшим более 3 процентов голосов на думских выборах (или выдвинувшим кандидата в президенты, набравшего не менее 3 процентов), положено государственное финансирование.

Важнейшим требованием, предъявляемым новым законодательством к политическим партиям, является их обязательное участие в выборах, что и стало главным отличием данного закона от действовавшего ранее закона «Об общественных объединениях».

Закон о партиях (в начальной редакции) многие пытались представить совершенно драконовским. То, что он изначально был направлен на наведение порядка на партийном рынке, никто и не скрывал. Но результаты оказались отнюдь не столь радикальными, как ожидалось. Даже наоборот. Достаточно напомнить, что в думских выборах 2003 года приняли участие 18 партий и 5 блоков (в 1999году- 26 избирательных объединений). В субъектах Федерации тоже не слишком горевали и вместо региональных объединений стали использовать отделения федеральных партий.

Принятие Федерального закона «О политических партиях» стало важным этапом в развитии политических партий и партийной системы в современной России. Вместе с тем, данный закон закрепил стремление исполнительной государственной власти контролировать не только деятельность политических партий, но и процесс их непосредственного создания. К сожалению, приходится констатировать, что большинство положений закона носят достаточно формальный характер и не затрагивают институциональных основ политических партий. Так законодатели не пошли на придание политическим партиям новых прав, в частности, по формированию Правительства РФ и контролю над другими ветвями власти и бюрократии.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Критерии оценки выборов
Выборы сегодня - не просто факт голосования, но долгая и кропотливая работа по воплощению того или иного политического проекта. Кроме этого, это мощная индустрия, в которой задействовано большое количество самых разнообразных ресурсов: лю ...

Господство как форма власти
По форме проявления власти обычно выделяют влияние, принудительный контроль и господство. Влияние есть форма власти, реализуемая путем следованиям конкретным моделям или образцам поведения, идеалом и мировоззренческим установкам, тактичес ...

Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии
В конце XVIII – начале XIX в. с осуждением Французской революции выступил ряд политических мыслителей. Наиболее известным из них был Жозеф де Местр (1753–1821 гг.). Он жил в Савойе, Швейцарии; на Сардинии, долго был посланником сардинско ...