Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в
выборахСтраница 2
Материалы » Участие политических партий в формировании органов государственной власти » Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в
выборах
Политолог А.Кива в «Независимой газете» от 9 февраля 2000года, поддерживая этот проект, голословно утверждал, что якобы никто в России не станет утверждать, что «нам» необходимы 50 политических партий и 150 общественно политических объединений. Слово «нам» не понравилось многим. И ему сразу же ответили, что, конечно, есть люди, и их немало, которым многие партии и движения не нужны. Но есть и другие люди, которым, может быть нужна та или другая партия, то или другое движение. Предлагается лишить этих людей (пусть даже меньшинство) права на объединение в эти партии или движения. Демократия не только правление большинства, но и защита прав меньшинств. А общественное значение политических объединений зависит не только от числа их членов, сколько от количества сторонников, поддерживающих данное объединение своими голосами на выборах, референдумах, митингах и т.д.
Профессор В.А.Кикоть утверждает, что приводились совершенно неосновательные ссылки на «мировой опыт».
В ряде стран, сравнительно с Россией небольших (Польша, Венгрия, Чехия и др.), где почти не существует свойственного России великого разнообразия серьезных политических, социальных, этнокультурных, религиозных и т.п. региональных и местных условий и соответствующих им интересов. Где существуют более или менее развитые традиции политической жизни, - в этих странах партий действительно меньше, чем в России. Следует ли из этого, что в России их должно быть также мало?
Столь же не основательны ссылки на плохо понятый опыт ряда других стран, где наличие современной системы немногих, но крупных партий -результат процесса, длившегося века: этот путь, возможно, не столь долгий, России еще предстоит пройти. Явно тенденциозно утверждения, что именно чрезмерная многопартийность (в Бирме!) привела к установлению военной диктатуры. Но Россия уже пережила более 70 лет коммунистической однопартийной милитаризованной диктатуры и попытки ее восстановления частью реакционной военщины и политической «элиты» в 1991 и 1993г.г.
О некоторых спорных общих чертах рассматриваемого закона:
1. Первый такой вопрос-заглавие закона «О политических партиях». Оно настолько абстрактно и невыразительно и двусмысленно, что уже вызывает сомнения и недоверие. Такое заглавие может означать все что угодно - от запрета любых партий военной диктатурой" до абсолютной свободы сознания и деятельности любых политических партий без всякого ограничения. Не исключая любых решений промежуточного характера- разрешения на деятельность одних партий (особенно угодных властям, намеренным ограничить демократию и конституционные свободы граждан), запрет других партий (не нужных властям, излишне либеральных) и т.п.
2.Вопрос о юридической силе закона о политических партиях и его месте в иерархии законов Российской Федерации. Этот вопрос очень важен, поскольку Конституция РФ имеет в целом высшую юридическую силу. А идеологическое и политическое многообразие, а также выражающая его многопартийность, согласно ст. 13 (части 1,2,3) включены в число основ конституционного строя Российской Федерации (т.е. в главу 1 Конституции РФ), которым, согласно ее статье 16-й, не могут противоречить никакие другие положения этой Конституции. Наивысшую юридическую силу этой, как и других основ конституционного строя России, следовало бы конкретизировать не обыкновенным федеральным законом, а федеральным конституционным законом, чтобы никакой федеральный закон не мог ему противоречить, что соответствовало бы части 3 статьи 76 Конституции РФ.
3.Неприемлемая общая политическая установка рассматриваемого закона ясно выражена уже в преамбуле. В ней говорится, что исходя (якобы!) из политического многообразия и многопартийности, государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов политических партий, оказывает им поддержку в их деятельности и гарантирует им равенство перед законом «независимо от идеологии, целей и задач, изложенных в их учредительных и программных документах». Независимо не только от их формальных деклараций, но и от тех их, не упомянутой деятельности, целей и отдельных действий, с которыми - в случае их неконституционности - ст. 13 (ч.5), ст. 29 (ч.2) и др. Конституции связывают прямой запрет существования таких общественных объединений, то - есть, разумеется, и политических партий.
Статьи по теме:
Типы и функции политических систем
Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного ...
Порядок формированияю
Судья Конституционного Суда
Согласно Конституции Украины судьёй Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который на день назначения достиг возраста 40 лет, имеет высшее юридическое образование и опыт работы по специальности не менее десяти лет (пр ...
Сущность и характеристика групп интересов на примере Украины
В политической науке и политической мысли существуют два основных подхода, по-разному трактующих роль групп интересов в политической жизни.
Представители первого подхода считают их существование явлением отрицательным, оказывающим негати ...