PoliticalWay

Все стороны политики

Политические партии как фактор формирования органов государственной власти в Российской Федерации. Роль и место политических партий в формировании представительных и исполнительных органов государс
Страница 1
Материалы » Участие политических партий в формировании органов государственной власти » Политические партии как фактор формирования органов государственной власти в Российской Федерации. Роль и место политических партий в формировании представительных и исполнительных органов государс

Структура федеральных органов исполнительной власти может рассматриваться по горизонтали и по вертикали. Горизонтальная структура подразумевает спецификацию управленческих ниш, которые закрепляются за тем или иным федеральным исполнительным органом (министерством, государственным комитетом и пр.) Что касается структуры вертикальной, то в государстве федерального типа она предполагает распределение аппарата (полномочий) того или иного федерального органа по всем «этажам» власти и управления либо, соответственно, ограничение сферы его деятельности только самим федеральным уровнем. Характер такой структуры предопределяет возможность федерального органа действовать на местах либо непосредственно через своих представителей (территориальные органы), либо опосредованно - через функционально близкий аппарат управления регионального и местного масштаба.

Формирование горизонтальной структуры федеральных органов исполнительной власти в годы реформ осуществлялось довольно хаотично-изменения здесь происходили столь же постоянно, сколь и бессистемно Частые смены правительств неизменно влекли за собой перетряхивание ведомственной структуры, причем противоположные по своей направленности действия каждый раз оправдывались нуждами совершения государственного управления.

К концу 1990-х годов российская политическая система вернулась к традиционному, привычному состоянию монополизации власти одной политической силой и исключения компромисса. Основа ее функционирования и устойчивости - не баланс интересов различных элитных группировок, а «властная вертикаль», последовательное подчинение единому центру, в котором сосредоточена реальная власть;

-реформа регионального управления, по сути подрывающая вертикальное разделение властей и федеральную систему в целом. Федерация представляет собой сложный механизм согласования и балансирования позиций органов управления разных уровней, источники, формирования которых по определению множественны и не соподчинены. Поэтому «вертикаль исполнительной власти» в федерации есть «горячий лед». Противостояние региональному произволу в федеративной системе должно и может строиться, как показывает опыт Мексики и Бразилии, на использовании правовых механизмов и исключительных прерогатив федерального правительства;

-закон 2001г. о политических партиях, очевидная цель которого -исключить возможность неконтролируемого возникновения новых партий и оттеснить на обочину политической жизни или подчинить миноритарные партии, способные реально оппонировать власти;

-принудительная перерегистрация в 2001г. общественных организаций и попытки поставить их под контроль власти как на федеральном («гражданский форум»), так и на региональном уровне;

-легальная и «экстраофициальная» активизация репрессивных структур, все более выраженное и повсеместное присутствие «силовиков» в органах исполнительной и законодательной власти всех уровней, государственный контроль над средствами массовой информации.

В целом речь идет о едином и достаточно последовательном процессе приспособления политической сферы к такому типу развития, при котором государство (власть) играет центральную роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений.

Серьезное внимание в деятельности партий уделяется функции политического рекрутирования, под которым понимаются подбор, подготовка и выдвижение кадров, как для самой партии, так и для других структур политической системы, в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы власти и в исполнительный аппарат государства.

Политика по сути дела свелась к управлению, а государство стало ареной противоборства соперничающих партикуляристских интересов, которые верховная власть стремится упорядочить в рамках исполнительных структур. Думается, что под разговоры о диктатуре закона и вопреки распространенным надеждам на то, что Путин сможет деприватизировать российское государство, в нашей стране в последние годы складывается система частной власти и происходит ускоренная адаптация формальных демократических институтов к ее нуждам. Выборы используются для ее легитимации, и одновременно устраняется какая- либо неопределенность их результата. Как на федеральном, так и во все большей степени на региональном уровнях их итоги предопределяются согласованием частных интересов. В последнее время федеральная власть перешла к практике прямого навязывания, с нарушением если не буквы, то духа закона о выборах, кандидатов, отвечающих ее собственным интересам (пример выборов глав исполнительной власти в Якутии, Северной Осетии и Ингушетии). Представления о том, что, таким образом, федеральные структуры отстаивают общенациональные интересы, противопоставляя их частным интересам региональных «баронов», не выдерживает критики. Степень «общности» интересов, защищаемых теми или иными силами, может быть определена не иначе, как на конкурентных выборах с открытым исходом.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Сущность и разновидности партийных систем
Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организа ...

Создание имиджа России внутри государства
Образ России в глазах россиян определяется не столько национальными интересами, сколько их соответствием национальной идее и насущным потребностям граждан. Для русских переживание своих этнических истоков никогда не являлось значимой сос ...

Институциональные элементы в функционировании политической системы общества. Место государства в политической системе общества
Государство в политической системе занимает центральное место. Оно одновременно выступает ведущим субъектом политической системы, поскольку, во-первых, обладает суверенитетом, т. е. независимостью и самостоятельностью по отношении к кому ...