PoliticalWay

Все стороны политики

Реформа городской экономики
Страница 3

Анализируя ситуацию, сложившуюся в промышленности страны, пленум пришел к выводу, что главными пороками существующей системы и методов хозяйствования являются: излишняя и жесткая централизация управления предприятиями, отсутствие разделения функций между правительственными органами и администрацией предприятия, игнорирование рыночных отношений, а также уравниловка в оплате труда и во всей системе распределения. [39; 121] Оживление деятельности предприятий было объявлено главным звеном реформы промышленности. С этой целью предлагалось значительно расширить права предприятий, предоставив им большую самостоятельность, освободить их от опеки со стороны правительственных органов. Предполагалось также не только сузить сферу директивного планирования, но сделать его более гибким, учитывающим требования рынка. Хозяйственная деятельность большинства предприятий должна была отныне определяться направляющим планированием и рыночным регулированием. Намечалось начать работу по созданию рациональной системы ценообразования. [31; 59]

В ходе реформ, следуя примеру деревни, большинство предприятий перешло на подрядную систему. Кроме этого, практиковалась арендная и акционерная формы хозяйствования. Это до известной степени ослабило зависимость заводов и фабрик от бюрократического произвола, но полную свободу и самостоятельность они не получили. Не был решен ни теоретически, ни практически вопрос о разграничении права государственной собственности и права управления предприятиями; было не ясно, как отличить права хозяина собственности от прав распорядителя, управляющего этой собственностью. Китайские ученые ломали головы над тем, как обеспечить самостоятельность и юридические права руководителей предприятий, оставляя за государством верховные права собственности. [24; 12]

Если вопрос о приватизации мелких предприятий решался относительно легко, то судьбу средних и крупных предприятий определить было гораздо сложнее. Мысль о возможности выпустить из рук государства эти предприятия многим представлялась еретической, ведущей к прорыву командных позиций социализма в экономике страны. В то же время не давала покоя идея их вовлечения в сферу рыночной конкуренции. Проблема использования рыночного механизма для оживления деятельности государственных предприятий и повышения эффективности их производства, вопросы о соотношении между планом и рынком, о возможности повсеместного распространения подрядной, арендной и акционерной форм в промышленности и торговле – все это вызвало жаркие споры, в ходе которых нередко идеологические соображения, заботы о сохранении социализма «в чистом виде» брали верх над мнениями тех, кто в первую очередь думал о научно-техническом прогрессе и модернизации промышленности. [31; 59]

В целом углубление экономической реформы должно было разрешить следующие проблемы: разделение функций власти между правительственными органами и дирекцией (коллективом) предприятия; определение права собственности, принадлежащей всему народу (государству), от права управления; проведение четкой грани между налогом, который предприятия уплачивают государству, и прибылью, которой они могут распоряжаться сами. [31; 60]

В результате трехлетних усилий по упорядочению и урегулированию хозяйственных процессов в стране, как заявило китайское руководство, была установлена политическая и социальная стабильность. Созданы условия для недопущения как спада производства, так и «перегрева». Обнадеживает положение в сельском хозяйстве, которое из года в год дает стране все больше зерна и хлопка. Внутренний рынок насыщен товарами. Цены стабильные, их рост в целом не выходит за пределы покупательной способности населения. Установлен контроль над инфляционными процессами. [2; 116]

Однако последующее развитие показало, что принятые правительством меры, дав, несомненно, положительные результаты, все же не решили существа проблемы. Государственное регулирование оказалось недостаточным, поэтому снова пришлось пойти на либерализацию цен, сокращение сферы централизованного планирования и стимулирование рыночных отношений.

XIV съезд КПК, поддержав тезис Дэн Сяопина об ускорении перехода к рыночной экономике, сделал вывод о том, что она будет носить социалистический характер, поскольку сохраняется общественная (государственная) форма собственности и принцип распределения по труду остается главным в экономической политике. Было подтверждено положение о допущении других форм собственности, включая частную, и иных методов распределения. В своем докладе генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь подчеркнул, что усиление роли рыночного механизма и поощрение свободной конкуренции государственных, коллективных и частных предприятий будет происходить при сохранении системы государственного контроля и регулирования на макроуровне. Переход к социалистической рыночной экономике не может быть завершен в короткие сроки. Его формирование – длительный процесс. [31; 63]

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Проблемы и пути развития гражданского общества в Украине.
После развала Союза и первых годов независимости, попыток определить направление развития экономики и государственности большинство аналитиков пришло к выводу, что альтернативы западным моделям общественного развития практически не сущест ...

Основные направления западноевропейской политико-юридической мысли
Общественно-политическая жизнь Западной Европы первой половины XIX столетия проходила под знаком дальнейшего утверждения и упрочения буржуазных порядков в данном регионе мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Германия, Ш ...

Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона
Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743 – 1826 гг.) были близки к политическим взглядам Пейна. Как и Пейн, Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке. Отсюда близость его ...