PoliticalWay

Все стороны политики

Информационное общество и этнокультура
Страница 1
Материалы » Информационное общество и этнокультура

Одной из важных характеристик современного общества является бурное развитие информационных, коммуникационных процессов и технологий, их активное внедрение в научную и духовно-культурную сферу, повседневную жизнь человека. Компьютеризация и информатизация общества не кратковременная кампания, а закономерный процесс развития цивилизации, которая переходит в качественно новую стадию своего развития. Появление компьютерно-символических миров и сетевых структур, "информационная революция" подтверждение этой закономерности. Явления и процессы информационного общества становятся предметом интереса учёных различных отраслей знаний, в том числе и культурологов. Они пытаются в рамках анализа перемен выстроить систему универсальных характеристик информационной реальности, её влияния на культуру. Возрастание роли информации и знаний, реализуемых через компьютерные технологии, напрямую влияет на социокультурные процессы, адаптацию этнокультур к новым условиям. Межкультурные коммуникации информационного общества способны обеспечить продуктивное взаимодействие этнокультур, влиять на этнические процессы, поэтому выбранная тема актуальна в рамках осмысления глобальных социокультурных явлений. В предлагаемой статье предпринимается попытка рассмотрения параметров влияния глобальных культурных факторов на взаимодействие социума и этнокультур, творящих "сетевой мир" и включенных в глобальные коммуникационно-информационные сети.

Гуманитарные вопросы освоения информации в культуре информационного общества, принципы информационного обмена, механизмы межкультурной коммуникации представлены в многочисленных моделях и аналитических обзорах ведущих философов. Интересны в этом направлении работы Ю.М. Лотмана, Ю. Хабермаса, Д. Бэлла [1], В.М. Межуева [8] и др. В рамках философского осмысления бытия человека и культуры в новом информационно-техническом мире сформировались две противоположные точки зрения на роль информации и способов её передачи. Одни учёные утверждают, что в современной цивилизации наблюдается кризис человека и культуры. Наступление кризиса они связывают с особым характером "технократической" цивилизации, считая, что для её существования и развития определяющее значение имеют только техника и информация. Представители другой точки зрения, наоборот, полагают, что новые информационно-технические условия существования открывают перед человеком уникальные возможности для культурного и духовного роста, являются залогом преодоления культурного кризиса. Автор в своём исследовании придерживается точки зрения о положительном влиянии "информационной революции" на развитие этнокультуры при этом, не отрицая негативных факторов тотальной компьютеризации.

Обратимся к предыстории появления информационного общества и анализу его влияния на этнокультуру. Понятие "информационное общество" было введено в научный оборот в начале 1960-х годов, его ввели – Ф. Махлуп в США, и фактически одновременно с ним, Т. Умесао – в Японии. Сам термин "информационное общество" в научную среду предположительно был введен Ю. Хаяши, профессором Токийского технологического института. Первоначально он использовался только при анализе технологических компьютерных процессов. Внимание учёных к формированию нового типа общества и культуры пришло позже, но нарастало с каждым десятилетием. Д. Белл в своей, ставшей классической работе "Грядущее постиндустриальное общество"[2] , исследуя социальные рамки информационного общества, приходит к выводу, что "в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях". Уже тогда он предсказывал превращение индустриального общества в информационное. Позже концепция информационного общества была развита такими известными авторами, как М. Порат, Т. Стоуньер, Р. Катц и др. [3]. Определенным этапом в социально-философском исследовании структуры и продуктов информационного общества стали работы М. Кастельса [4]. Разрабатывая свое понимание информации как ресурса, наиболее легкого для проникновения через границы времени и пространства, он формирует теоретический фундамент для последующей концептуализации функционального потенциала сетевых структур и технологий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Идеологическая ориентация политических партий.
Членов всероссийской партии «Единство и Отечество» - ЕДИНАЯ РОССИЯ объединили общие ценности: свобода, законность, справедливость и согласие. Партия намерена сплотить все, способные взять на себя ответственность за судьбу России. Партию ...

История международных отношений США
В 1900 году в книге «Экономическое господство Америки» американский историк Брукс Адамс выступил с пропагандой англосаксонского расизма и с призывами превратить Тихий Океан во внутреннее американское море. В конце ХIX — начале ХХ века, в ...

Основные идеи политического учения Аристотеля
Наивысшим достижением античной политической мысли явилось творчество Аристотеля (384-322 гг. до н.э). В своем основном политическом труде «Политика» Аристотель предпринимает научную попытку разобраться в достоинствах и недостатках различн ...