PoliticalWay

Все стороны политики

Информационное общество и этнокультура
Страница 2
Материалы » Информационное общество и этнокультура

Современная литература, посвященная изучению проблем информационного общества обширна и разнопланова: информационные технологии, виртуальность, виртуализация культуры, функционирование виртуальных форм коммуникационного взаимодействия и многие другие аспекты анализируют учёные различных дисциплин. Начало фундаментальным научным публикациям было положено в середине ХХ века работами таких исследователей, как Э. Тоффлер, Дж. К. Гелбрейт, П. Друкер, которые впервые напрямую связали новый тип общества с понятиями "информация" и "информационные технологии". Ведущий американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер в своей работе "Третья волна"[5] выявил социально-экономические тенденции, сопровождающие развитие информационных технологий. Основную мысль об этом процессе он выразил метафорично: формирование мира происходит посредством трех волн технологических инноваций, подобных высокому приливу, остановить который невозможно. Надвигающаяся "третья волна" – информационная революция, она принесет с собой новый "замечательный" (по мнению Э.Тоффлера) образ жизни. Им, в частности, было указано на повышение интерактивности средств массовой информации за счет внедрения новых сетевых средств компьютерных технологий, определена их роль в формировании информационного общества.

В восьмидесятые годы XX века факт возникновения информационного общества в развитых странах Запада и Японии уже констатировали как реальность большинство учёных, например, – американский ученый М. Дж. Мартин и японский социолог Йони Масуда. [6]. По мнению последнего компьютеризация изменяет природу человека, превращая его из Homo Sapiens в Homo Intelligens (именно этому генезису он посвятил одну из своих работ), что фактически означает наступление новой Цивилизации, формирование нового типа культуры – информационной культуры. Эту мысль развил в своей новой книге "Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге ХХI века", вышедшей в 1990 году Э. Тоффлер. Анализируя качество власти, он называет наиболее эффективной и качественной власть, основанную на знаниях, которые позволяют "достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников" [5, с.16].

Развитие "знаниевой" экономики предполагалось как основа человеческого процветания и давало основание говорить о формировании новой культуры информационного общества.

Переход к новому типу культуры – информационной культуре во многом связывается с порождением интерактивных информационно-коммуникативных сред, трансформирующих духовно-ментальныe коды и языки культуры. Технологизация бытия человека, виртуализация пространства изменяет каналы передачи опыта, возможности адаптации человека к новым условиям, перспективы творческой самореализации. За явными достижениями заметны и последствия столь быстрого включения огромного массива технических средств в жизнь человека – качественное изменение социокультурной реальности. Видео, компьютеры, цифровое телевидение, масс-медиа, электронные сети и сайты образуют пространства, в которых человек неизбежно черпает новые информационные ресурсы, узнает себя, и людей, его окружающих, пытается включаться в данное виртуальное пространство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Теория эндогенного определения экономической политики
К настоящему времени наибольший прогресс в изучении закономерностей функционирования комплекса экономических и политических рынков достигнут в рамках одного из ответвлений теории общественного выбора - теории эндогенного определения эконо ...

Проблемы и пути развития гражданского общества в Украине.
После развала Союза и первых годов независимости, попыток определить направление развития экономики и государственности большинство аналитиков пришло к выводу, что альтернативы западным моделям общественного развития практически не сущест ...

Сущность консерватизма и его генезис
Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопо ...