Информационное общество и этнокультураСтраница 3
Материалы » Информационное общество и этнокультура
В словаре "Культурология. XX век" виртуальная реальность определяется как "искусственно созданная компьютерными средствами среда или новый тип аудиовизуальной реальности, в которую можно погружаться, проникать, меняя её изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения, вступая в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами"[7, с. 73–76]. Подобное понимание виртуальной реальности можно назвать инженерно-семиотическим, предоставляющим возможность наглядного взаимодействия и манипулирования с данными высокой степени сложности. По мнению В.М. Межуева "эта новая реальность, подобно иным умозрительным скалодром в москве для детей
категориям, не поддаётся простому восприятию. Философия культуры ещё только начинает раскрывать "виртуальную среду" как феномен современной культуры, а возможность существования этой реальности в многообразных технологических проявлениях нарастает с каждым днём. Будущее – важнейшая виртуальная реальность человеческой культуры…" [8,с.24]. В создании будущего возможности виртуальной коммуникации не ограничены. Она открывает широкие перспективы развития человека, осознающего множественность реальностей и свою включенность в них, право выбора информации. С другой стороны, формирующаяся с помощью технических средств компьютерная виртуальная реальность, в зависимости от контекста и цели порождения, может выступать и как определённая объективная информационно-коммуникативная среда, как художественно-эстетическое пространство, особый тип социокультурного пространства, своего рода бытийный модус "человека виртуального". Принципы построения данного модуса действуют в соответствии с общими тенденциями глобального развития.
В данном контексте важно соотнесение этого единого социокультурного пространства с глобальной культурой. Глобализация культуры часто понимается и воспринимается не как организация единства многообразия, обеспечиваемого взаимодействием разных культурных традиций, образцов и ценностей, а как унификация культурных моделей по американскому образцу (часто применяемый термин "макдональдизация, американизация общества и культуры"). Первоначально такая точка зрения была преобладающей и носила негативную характеристику процесса глобализации культуры в целом. Однако в идее глобализации множество её сторонников увидели шанс к воплощению давней мечты о разумно устроенном едином человечестве, о глобальном государстве, которое создаст единую общечеловеческую культуру, сформирует единые цели и ценности, но при этом не элиминирует в полной мере культурного многообразия. Пришло понимание того, что глобализация неоднозначный по содержанию и
оценкам этап развития человечества.
"Говоря о глобализации, следует учитывать, – пишет В.И. Самохвалова, – что данное понятие может иметь не только разные смыслы, но и разные цели, что определяет и разные ценностные векторы этих разных смыслов, и разную стратегию достижения целей. В одном случае глобализация понимается как организация единства многообразия, обеспечиваемого взаимодействием разных культурных традиций, образцов и ценностей, установку на их сохранение для обогащения содержания культурной жизни человечества и его культурного пространства. В другом случае глобализация понимается как унификация культурных моделей, что с неизбежностью будет означать и гомогенизацию культурного пространства человечества"[9,с.9]. Развивая эту тему, И.С.Семененко предлагает "рассматривать глобализацию как координатную сетку, своего рода матрицу становления нового миропорядка. Временные и пространственные оси этой координатной сетки находятся, – по её мнению, – в отношениях взаимозависимости" [10]. Благодаря такому разграничению в современной философской литературе стали различать глобализацию, как объективное явление, обусловленное в первую очередь технологической революцией в сфере информатики и телекоммуникаций, вследствие чего формируется глобальная информационная культура человечества.
Статьи по теме:
Власть как
системообразующий фактор политической системы
Власть является одним из фундаментальных принципов политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где имеются любые стойкие объединения людей, тесно связанная с полит ...
Экономический риск
Италия, как полагают наблюдатели, переживает полосу стагнации. Экономический рост в стране довольно неожиданно сократился во втором квартале этого года, приближая риск четвертой по счету рецессии на Апеннинах за последние 10 лет. Об этом ...
Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику
Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств[15]
.Особенность их состоит в том, что каждая из этих пробл ...