ВведениеСтраница 1
Материалы » Политическое сознание и политическое бытие » Введение
Политическая онтология — учение о политическом бытии. В центре внимания политической онтологии находятся проблемы содержания политического бытия, формы и способы его существования и развития, особенности политического пространства и политического времени, типы измерения политического бытия, специфика политического детерминизма.
Понятие «политическое бытие» в политической философии стоит в одном ряду с такими понятиями, как «политическая действительность», «политическая реальность», «политическое существование», поэтому они часто рассматриваются и используются как синонимы.
Политической онтологией политическое бытие рассматривается как состоящее из двух уровней: уровень возможности политического бытия и уровень действительности политического бытия. Возможность политического бытия не есть небытие, она обладает статусом политического существования и есть потенциальное политическое бытие; политическая действительность — актуальное политическое бытие. Эти уровни политического бытия иногда трактуются как формы политического бытия: «потенциальная форма политического бытия», каковой является политическое сознание, и «актуальная форма политического бытия», каковой выступает политическая реальность.
По способу существования политическое бытие разделяется на институциональную сферу, политические отношения и политическое сознание.
Основные политические институты - это государство и политические партии, обеспечивающие воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, развитие политических процессов, а также отвечающие за социальные политические связи внутри и вне общества, контролирующие социально-политический порядок.
Политические отношения - взаимодействие субъектов политики по поводу обладания, исполнения и придания нужной направленности политической власти. Субъектами политических отношений выступают отдельные индивиды, группы, слои, общности, также организации, институты и государство. Выделяются политические отношения компромисса, консенсуса, кооперации, солидарности, соперничества, конфликта, вражды, войны и т.д. К числу центральных из них относятся отношения политического управления (между властвующими и подчиненными).
Политическое сознание
, одна из составляющих общественного сознания, имеет свой специфический объект исследования - политическое бытие и входит в основные целеполагающие детерминанты политической деятельности.
Специфика политического сознания в том, что оно не только отражает политическую реальность - его функцией также является политическое целеполагание, прогнозирование и программирование политического бытия.
Политическое сознание - явление многогранное и противоречивое. В его структуре необходимо выделять теоретическое знание, т.е. научное осмысление политических реалий, и эмпирическое обыденное (чувственное) восприятие политики, не имеющее концептуальной формы, а складывающееся на уровне мироощущений, непосредственного жизненного опыта, некоторых элементарных политических знаний, социально-психологических установок. Эти пласты восприятия органически связаны между собой, а их взаимодействие создает широкое и объемное многообразие различных политических мировоззрений, представлений и ориентации.
Политическое сознание не ограничивается только отражением и осознанием политического бытия, но содержит и предметное отношение к нему, выступает сильным мотивационным фактором поведения и действия различных политических сил.
При исследовании проблемы политического бытия возникает множество вопросов: почему рациональные, логически выверенные и вполне реальные по своим целям и задачам концепции зачастую игнорируются или активно отторгаются, а иррациональные, авантюристические идеи, не имеющие теоретически никакого шанса на успех, подхватываются массами; почему происходит быстрое забывание негативного исторического прошлого и нежелание извлечь уроки; почему волна суеверий, мистических практик вдруг захлестывает современное общество, где на первый взгляд уже давно нет места архаичному прошлому; почему на место «разрушенных богов» приходят новые; почему старые политические мифы не умирают? Эти «почему» можно продолжать до бесконечности.
Ответить на эти вопросы возможно, лишь имея представление о том, что такое сознание и каким образом оно формируется. По этому поводу К. Юнг писал: « .современный человек на самом деле - это ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ
Политическое сознание имеет сложную многомерную структуру: выделяют собственно политическое сознание как совокупность распространенных в обществе теорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей к политическому строю, системе, а также к деятельности политических институтов и лидеров, и политическое бессознательное как часть человеческой психики, находящейся вне прямого рассудочного контроля, которая не сводится только к биологически детерминированным, инстинктивным слоям психики, а охватывает сумму психического опыта всех предшествующих поколений и их отношения к власти. Политическое бессознательное сохраняется в форме архетипов - эмоциональных моделей, находящих свое выражение в мифологических образах и отражающих взаимоотношения с областью политического. Поэтому для анализа политического бессознательного исследуются древние мифологические сюжеты, позволяющие понять механизм его формирования.
Статьи по теме:
Причины возникновения социальных конфликтов в России
Непосредственно в конфликте сталкиваются интересы двух и более сторон: например, претендентов на одно место, национально-этнических сообществ или государств по поводу спорной территории, двух политических партий при голосовании проекта за ...
Социально-политическая организация Ведической цивилизации. Исторические
условия и социально-политические предпосылки становления ведического общества
Примерно с середины II тысячелетия до н. э. через горные перевалы на северо-западе Индостана стали проникать воинственные кочевые племена. Они называли себя ариями.
Их вторжению предшествовала длительная история переселения народов, гово ...
Классификация политических партий
Существует несколько критериев классификации политических партий.
1. По отношению к социальной действительности:
· Революционные – такие партии стремятся изменить основную структуру общества, т.е. к качественным изменениям.
· Реформато ...