PoliticalWay

Все стороны политики

Введение
Страница 1

Политическая онтология — учение о политическом бытии. В цент­ре внимания политической онтологии находятся проблемы содержа­ния политического бытия, формы и способы его существования и раз­вития, особенности политического пространства и политического времени, типы измерения политического бытия, специфика политиче­ского детерминизма.

Понятие «политическое бытие» в политической философии стоит в одном ряду с такими понятиями, как «политическая действительность», «политическая реальность», «политическое существование», поэтому они часто рассматриваются и используются как синонимы.

Политической онтологией политическое бытие рассматривается как состоящее из двух уровней: уровень возможности политического бытия и уровень действительности политического бытия. Возможность политического бытия не есть небытие, она обладает статусом политиче­ского существования и есть потенциальное политическое бытие; по­литическая действительность — актуальное политическое бытие. Эти уровни политического бытия иногда трактуются как формы политичес­кого бытия: «потенциальная форма политического бытия», каковой яв­ляется политическое сознание, и «актуальная форма политического бы­тия», каковой выступает политическая реальность.

По способу существования политическое бытие разделяется на институциональную сферу, политические отношения и политическое сознание.

Основные политические институты - это государство и полити­ческие партии, обеспечивающие воспроизводство, стабильность и ре­гулирование политической деятельности, развитие политических про­цессов, а также отвечающие за социальные политические связи внутри и вне общества, контролирующие социально-политический порядок.

Политические отношения - взаимодействие субъектов политики по поводу обладания, исполнения и придания нужной направленности политической власти. Субъектами политических отношений выступают отдельные индивиды, группы, слои, общности, также организации, ин­ституты и государство. Выделяются политические отношения компро­мисса, консенсуса, кооперации, солидарности, соперничества, конфлик­та, вражды, войны и т.д. К числу центральных из них относятся отноше­ния политического управления (между властвующими и подчиненными).

Политическое сознание

, одна из составляющих общественного сознания, имеет свой специфический объект исследования - политиче­ское бытие и входит в основные целеполагающие детерминанты поли­тической деятельности.

Специфика политического сознания в том, что оно не только от­ражает политическую реальность - его функцией также является политическое целеполагание, прогнозирование и программирование по­литического бытия.

Политическое сознание - явление многогранное и противоречи­вое. В его структуре необходимо выделять теоретическое знание, т.е. научное осмысление политических реалий, и эмпирическое обыденное (чувственное) восприятие политики, не имеющее концептуальной фор­мы, а складывающееся на уровне мироощущений, непосредственного жизненного опыта, некоторых элементарных политических знаний, со­циально-психологических установок. Эти пласты восприятия органи­чески связаны между собой, а их взаимодействие создает широкое и объемное многообразие различных политических мировоззрений, предс­тавлений и ориентации.

Политическое сознание не ограничивается только отражением и осознанием политического бытия, но содержит и предметное отноше­ние к нему, выступает сильным мотивационным фактором поведения и действия различных политических сил.

При исследовании проблемы политического бытия возникает мно­жество вопросов: почему рациональные, логически выверенные и впол­не реальные по своим целям и задачам концепции зачастую игнориру­ются или активно отторгаются, а иррациональные, авантюристические идеи, не имеющие теоретически никакого шанса на успех, подхваты­ваются массами; почему происходит быстрое забывание негативного исторического прошлого и нежелание извлечь уроки; почему волна суеверий, мистических практик вдруг захлестывает современное обще­ство, где на первый взгляд уже давно нет места архаичному прошлому; почему на место «разрушенных богов» приходят новые; почему старые политические мифы не умирают? Эти «почему» можно продолжать до бесконечности.

Ответить на эти вопросы возможно, лишь имея представление о том, что такое сознание и каким образом оно формируется. По этому поводу К. Юнг писал: « .современный человек на самом деле - это ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ

Политическое сознание имеет сложную многомерную структуру: выделяют собственно политическое сознание как совокупность распространенных в обществе теорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей к политическому строю, системе, а также к деятельности политических институтов и лидеров, и политическое бессознательное как часть человеческой психики, находящейся вне прямо­го рассудочного контроля, которая не сводится только к биологически детерминированным, инстинктивным слоям психики, а охватывает сум­му психического опыта всех предшествующих поколений и их отноше­ния к власти. Политическое бессознательное сохраняется в форме ар­хетипов - эмоциональных моделей, находящих свое выражение в ми­фологических образах и отражающих взаимоотношения с областью политического. Поэтому для анализа политического бессознательного исследуются древние мифологические сюжеты, позволяющие понять механизм его формирования.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Классическая школа геополитической мысли (Р. Челлен, К. Ратцель) (1864-1922) Челлен –Швеция Работы: «Государство как форма жизни», «Великие державы».
Ввел понятие «геополитика». Геополитика – наука о государстве как о географическом организме, воплощенном в пространстве. Шкала силы государств: 1. государство как географическое пространство 2. государство как народ 3. государство ка ...

Современные модели демократии
На ряду с выше сказанным не стоит забывать и про современные модели демократии. Либеральная демократия, сущность которой заключена в приоритете интересов личности и отделении их от государственных интересов. Социально-экономическими и ид ...

Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский
В XI–XIII вв. по всей Европе прокатилась первая волна еретических движений, серьезно пошатнувшая веру в святость и незыблемость сословно-феодальных устоев (см. § 3). Резкая критика сословного строя и его идеологии. Со стороны еретиков пот ...