PoliticalWay

Все стороны политики

Исламский фактор в развитии демократических институтов Туниса
Страница 6
Материалы » Исламский фактор в развитии демократических институтов Туниса

В то же время тунисское руководство уделяло значительное внимание социальным вопросам. В частности, приоритетом в социальной политике была определена борьба с безработицей (особенно среди молодежи) и бедностью. Президент Бен Али в своем выступлении 25 июля 2005 г. по случаю 48-й годовщины провозглашения Тунисской Республики подчеркивал, что «народ не сможет добиться прогресса, если значительная часть его молодого поколения находится за бортом производительной деятельности»15. С целью предоставления молодежи возможности получить профессиональную подготовку в Тунисе были расширены старые и созданы новые университетские центры, а также повышены студенческие стипендии. Процент молодежи в возрасте от 19 до 24 лет, обучающейся в вузах, вырос с 6% в 1987 г. до 31% в 2004 г. В процентном отношении к населению по числу студентов Тунис занимает одно из первых мест в арабских странах. Достигнут также существенный прогресс в борьбе с неграмотностью. Так, число неграмотных среди взрослых старше 15 лет в 2003 г. в Тунисе составило 17% (мужчины) и 37% (женщины). Среди стран-соседей Тунис уступает в этом показателе только Ливии – 8% (мужчины) и 29% (женщины). В Алжире соответственно 22% и 40%, в Марокко 37% и 62%, в Египте 33% и 56%16. Были разработаны специальные программы (на общегосударственном и на региональных уровнях) как по профессиональной подготовке молодежи, так и по созданию дополнительных рабочих мест, в частности «Программа по вовлечению молодежи в профессиональную жизнь» (Programs to Introduce Young People to Professional Life). Причем по распоряжению президента губернаторам провинций были разосланы инструкции, определяющие их конкретные задачи по реализации данной программы. Был также создан «Национальный фонд занятости» (известный в Тунисе как Фонд 21–21, по номеру его банковского счета), в рамках которого осуществляются мероприятия как по созданию рабочих мест, так и по оказанию материальной помощи неимущим. В результате предпринятых усилий тунисскому руководству удалось существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в стране. Среднегодовой доход на одного тунисца вырос с 950 тунисских динаров в 1987 г. до 3 тыс. 550 тунисских динаров (примерно 2000 ам. долл.) в 2004 г. Для сравнения среднегодовой доход на одного жителя в 2004 г. в Алжире был 1720 ам. долл., в Египте 1470 ам. долл., в Марокко 1190 ам. долл. Процент населения, живущего за чертой бедности (доход которых менее 2 ам. долл. в день), в Тунисе сократился с 7% в 1987 г. до 4% в 2004 г. Этот же показатель в 2004 г. в Марокко составлял 14,3%, в Алжире 15,1%, в Египте 43,9%. Средняя продолжительность жизни в Тунисе выросла с 66 лет в 1987 г. до 70,8 лет (мужчины) и 74,9 лет (женщины) в 2004 г. Соответственно в 2004 г. продолжительность жизни в Алжире была 68,1 год (мужчины) и 71,3 года (женщины), в Марокко 66,8 лет (мужчины) и 70,5 лет (женщины), в Египте 66,7 лет (мужчины) и 71 год (женщины). Показатель детской смертности (детей младше 5 лет) на 1 тыс. жителей в 2004 г. в Тунисе зафиксирован на уровне 29 (мальчики) и 24 (девочки). Для сравнения в Алжире этот же показатель – 52 (мальчики) и 45 (девочки), в Марокко 58 (мальчики) и 46 (девочки), в Египте 52 (мальчики) и 44 (девочки)17.

Таким образом, можно констатировать, что тунисскому руководству удалось вывести страну из состояния социально-экономического кризиса, который Тунис переживал с конца 80-х годов, существенно улучшить экономическую ситуацию, а также заметно поднять жизненный уровень основной массы населения. В свою очередь, с одной стороны, это позволило выбить у тунисских исламистов (в первую очередь радикальных) главный пропагандистский козырь и уменьшить их влияние среди неимущих слоев населения и, с другой стороны, продолжить демократизацию государственно-политической системы страны. Необходимо отметить, что после прихода к власти Бен Али в Тунисе были упразднены существовавшие ранее суды государственной безопасности и чрезвычайные трибуналы. Одним из первых законов, принятых новым руководством, стал Закон о политических партиях (Закон № 32 от 3 мая 1988 г.). Согласно этому закону, политическим партиям запрещается использовать религию в политических целях, что фактически исключает исламистов из легальной политической деятельности. Кроме того, партии должны оставаться независимыми от какого бы то ни было иностранного влияния, им также запрещено получать любую форму помощи от зарубежных организаций и физических лиц. Важной особенностью закона является закрепленная в нем обязанность министра внутренних дел обращаться в судебную инстанцию в случае принятия им решения о роспуске политической партии, в то время как в предыдущем Законе об ассоциациях (1959 г.) такая процедура была необязательной. В настоящее время в Тунисе действуют около десяти политических партий. Шесть партий (Демократическое конституционное объединение, Партия народного единства, Социально-либеральная партия, Партия обновления, Движение демократов-социалистов и Демократическо-юнионистский союз) представлены в парламенте и имеют официальное право участвовать в президентских, парламентских и муниципальных выборах. Тем не менее говорить о реальном плюрализме в Тунисе пока еще преждевременно, так как доминирующую роль в общественно-политической жизни играет одна правящая партия – Демократическое конституционное объединение (ДКО). Политическая платформа ДКО близка программам социал-демократических партий Западной Европы, с которыми она поддерживает активные связи, являясь также членом Социнтерна и Африканского социалистического демократического интернационала (АСДИ), штаб-квартира которого находится в г.Тунисе. Численность ДКО, по официальным данным, приближается к 1 млн. 500 тысяч членов, ее председателем является президент Бен Али. ДКО располагает разветвленной партийной структурой как в столице, так и на местах, а также сильным пропагандистским аппаратом. Это дает ей подавляющее преимущество в ходе выборных кампаний над другими политическими партиями, которые на настоящем этапе не представляют для ДКО собой серьезных конкурентов ввиду их малочисленности, а также организационной и политико-идео-логической слабости. Наиболее известными и относительно влиятельными являются: партия леводемократической направленности «ат-Тадждид» («Обновление»), возглавляемая Мухаммедом Али Халуани и примыкающее к ней объединение «Демократическая инициатива», поддерживающая правительственную политику Партия народного единства, генеральным секретарем которой является Мухаммед Бушиха и стоящая на общедемократической платформе Социально-либеральная партия во главе с Муниром Бежи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Унитарное государство, федерация, конфедерация. Государственное устройство и его виды
Являясь одни из аспектов формы государства, государственное устройство играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между субъектами, определяя внутреннюю структуру государства. В рамках территориального устройства ...

Разработка
Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления при рассмотрении и утверждени ...

Социально–этнические общности как субъекты политического процесса
1. Какая из известных Вам теоретических интерпретаций природы национально-этнического феномена представляется наиболее убедительной и почему? Мне наиболее убедительной представляется теоретическая интерпретация природы национально-этниче ...