Исламский фактор в развитии демократических институтов ТунисаСтраница 9
Материалы » Исламский фактор в развитии демократических институтов Туниса
Развитие демократии происходит на конкретно-исторической почве, и очевидно, что каждый этнос имеет свой собственный исторический опыт, свои традиции, религию и, наконец, свой менталитет. Все эти факторы оказывают весомое воздействие на характер демократических преобразований. В мусульманском обществе (каковыми являются общества практически всех арабских стран) развитие демократии, естественно, будет отличаться от западных стандартов. Насаждение силой этих шаблонов (в частности американских) ведет к кризисным явлениям, что подтверждает иракский опыт. Ислам – это не только религия, но и образ жизни. Мусульманские традиции и морально-этические нормы на протяжении столетий выработали определенную психологию, стиль поведения во взаимоотношениях между людьми, а также в общественно-политической практике. Тунисский пример подтверждает возможность позитивного развития демократического процесса в мусульманском обществе, в котором достаточно свободно действуют партии и организации различной политической и идеологической направленности. Исламские правовые институты и организации (за исключением, естественно, экстремистских), как показывает опыт Туниса, а также других арабских стран (Алжир, Египет), при их умелой интеграции в общественно-политическую структуру не являются препятствием на пути демократизации и, напротив, становятся составными элементами формирующегося гражданского общества. Мусульманский социум на данном этапе отличается в силу особенностей своего исторического развития от западного. В мусульманском общественном сознании (в отличие от западного с его рационалистической протестантской этикой и превалированием прав и свобод личности) сохраняется первостепенность общественных интересов (мусульманской уммы) над вожделениями отдельной личности. Отсюда, видимо, проистекает феномен притягательности до известной степени «авторитарной» идеи об общенациональном харизматическом лидере как выразителе интересов всей уммы. Различия западного и мусульманского общества не являются антагонистическими. Причем в процессе происходящей в современном мире глобализации они постепенно размываются и, конечно же, не могут стать причиной некоего «столкновения цивилизаций».
Статьи по теме:
Понятие политического режима
В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием - политическая система. Политический режим как теоретическа ...
Постоянные
и временные комиссии
Постоянные и временные комиссии — это вспомогательные органы Конституционного Суда Украины. Постоянные комиссии образуются на пленарном заседании с целью организации внутренней деятельности Суда.
В свою очередь временные комиссии создают ...
Структура политической системы общества
Несмотря на всю несхожесть, политические системы общества имеют более или менее однотипную структуру.
Эта структура включает в себя несколько элементов.
1.
Политические отношения,
складывающиеся в обществе по поводу завоевания и осуще ...
