PoliticalWay

Все стороны политики

Исламский фактор в развитии демократических институтов Туниса
Страница 8
Материалы » Исламский фактор в развитии демократических институтов Туниса

Важным политическим событием в Тунисе стали проходившие в 2004 г. президентские и парламентские выборы. Им предшествовали внесенные в 2002 г. и одобренные на общенациональном референдуме изменения в тунисской конституции. Согласно этим изменениям, была сформирована нижняя палата тунисского парламента – Консультативный совет18. Ранее тунисский парламент состоял из одной палаты – Совета депутатов. Наряду с этим были упразднены ограничения на переизбрание президента на следующий срок и увеличен предельный возраст для претендента на президентский пост (до 75 лет), что позволило действующему президенту Бен Али (род. в 1936 г.) выставить свою кандидатуру на пост президента на четвертый срок (2004–2009 гг.). Вместе с тем с начала 2004 г. были отменены существовавшие ранее ограничения для тунисских пользователей сетью Интернета. Теперь им стали доступны сайты иностранных газет, остро критиковавших тунисский режим (французские «Юманите», «Либерасьон» и др.), а также международных правозащитных организаций, как Амнести Интернэйшенел, Международная комиссия юристов, Комитет в защиту журналистов и др. Бόльшую свободу для своих публикаций получила пресса оппозиционных партий, в частности, таких газет, как «аль-Маукиф» (Позиция) – орган Демократической партии прогресса и «ат-Тарик аль-джадид» (Новый путь) – орган партии «Обновление». Лидеры легально действующих оппозиционных политических партий получили возможность официально проводить собрания и митинги своих сторонников, а также более широкий доступ к СМИ.

В президентской кампании участвовали четыре кандидата – действующий президент Зин аль-Абиддин Бен Али, генеральный секретарь Партии народного единства Мухаммед Бушиха, лидер партии «Обновление» Мухаммед Али Халуани и президент Социально-либеральной партии Мухаммед Мунир Бежи. Как и предполагали практически все обозреватели, триумфальную победу 24 октября 2004 г. одержал действующий президент Зин аль-Абеддин Бен Али, за которого проголосовали 94,49% избирателей. Его соперники получили соответственно – Мухаммед Бушиха 3,78%, Мухаммед Али Халуани 0,95% и Мухаммед Мунир Бежи 0,79%19. Одновременно с президентскими проходили парламентские выборы, в которых участвовали 7 политических партий. Однако все 152 депутатских места в парламенте (из общего числа в 189 мест), распределяемые путем всеобщего прямого голосования, завоевала правящая партия – Конституционно-демократическое объединение (причем 25% избранных депутатов составляют женщины). Остальные 37 депутатских мест, предоставляемых в соответствии с тунисским законодательством партиям, не набравшим большинства в избирательных округах, распределились следующим образом: наибольшее число мест после правящей партии (14) получила партия Движение демократов-социалистов, далее – Партия народного единства (11 мест) и, наконец, – Демократический союз юнионистов (7 мест).

Необходимо отметить, что и до и после переизбрания президента Бен Али на четвертый президентский срок как в западных, так и в отечественных востоковедных публикациях часть исследователей сетовала на «неспособность арабских стран (и в частности Туниса) развивать подлинную демократию и на живучесть в арабских обществах традиций авторитаризма»20. Вместе с тем, если попытаться объективно проанализировать демократизм государственного устройства, то окажется, что даже в странах с самой развитой демократией не все обстоит так идеально. Например, известно, что президентские выборы в США не являются всеобщими и прямыми, то есть вначале избираются выборщики от двух доминирующих политических партий, а затем уже эти выборщики избирают президента. Политическая борьба здесь сводится к противоборству между двумя крупнейшими партиями – Демократической и Республиканской и, соответственно, между стоящими за каждой из них соперничающими финансово-промышленными группами. В то же время американское гражданское общество выработало достаточно эффективную систему институтов, защищающих права граждан от того или иного давления «властной элиты». Любое общество в разной степени может подвергаться давлению со стороны «олигархических», клановых или каких-либо иных групп (т.н. «властной элиты»), пытающихся реализовать свои интересы. Противодействие такому давлению зависит от уровня зрелости конкретного гражданского общества и его демократических институтов, а также от политической активности граждан по защите и осуществлению своих демократических прав и свобод. Наглядный пример такой целеустремленности показали граждане Франции и Голландии, проголосовав на референдуме в 2005 г. против европейской конституции, поскольку они хорошо понимали, что данный проект ущемляет их социально-экономические интересы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков
Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации (учету). Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Фед ...

Основные принципы консерватизма
Если попытаться вычленить ключевое положение идеологии социального консерватизма, лежащее в основе всех других его постулатов, то суть его можно выразить следующим образом: понимание общества как духовной реальности, имеющей свою внутренн ...

Этническая деструктивность
Этническая исключительность или ее разновидность - «этнический фаворитизм» (требование приоритетов для одной этнической группы в ущерб другим) есть та сила, которая способствует выходу на арену политической жизни такого феномена, как этни ...