1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран МагрибаСтраница 3
Материалы » 1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран Магриба
Иначе влияние колонизации сказалось на реформировании политических взглядов местной элиты. В силу общественного положения у политической элиты было больше возможностей приобщиться к достижениям европейской цивилизации и осознать необходимость трансформации традиционных политических институтов для дальнейшего успешного развития общества, что привело к началу процесса реформирования традиционалистской политической культуры местной элиты стран Магриба. При этом желание сохранить национальную идентичность и сила традиций, законов шариата, оказывавших в течение столетий влияние на формирование сознания местного населения и политической элиты, в частности, сказались в попытке сочетать традиционные и западные ценности, что нашло отражение в привнесении западных политических институтов, с одной стороны, и в демонстрации уважения к традиционным ценностям, – с другой.
После завоевания независимости правящие элиты стран Магриба столкнулись с необходимостью становления национальной государственности. Создаваемая система управления должна была отвечать интересам социально-экономического и духовного развития общества, вступившего на путь независимого развития. Вместе с тем на формирование государственных институтов и структур в странах Магриба, на выработку социально-экономического курса сильнейший отпечаток наложили как общие черты, так и особенности историко-цивилизационного развития каждой из них. Это, в частности, нашло свое выражение, с одной стороны, в предпочтительном использовании патерналистско-клиентельных отношений в политическом руководстве. С другой стороны, направление развития освободившихся государств во многом определялось социальным происхождением и направлением политической социализации правящей элиты независимых стран Магриба. Для представителей крестьянства, торговцев, мелкого и среднего предпринимательства, военных, к которым можно в значительной мере отнести правящую элиту Алжира и Туниса, понятнее и ближе оказалось создание однопартийных систем. В то же время правящая традиционная элита Марокко укрепляла свои позиции, опираясь на разнонаправленные политические силы общества, в некоторой степени поощряя развитие многопартийности.
При рассмотрении основных компонентов политической системы Марокко в ней выделяется первостепенная роль королевского двора, который контролирует государственный аппарат, парламент, значительную часть духовенства, вооруженные силы, регулирует межпартийные отношения. В то же время относительная развитость политической структуры Марокко не позволяет говорить о полностью абсолютистском характере власти. Парламент и кабинет министров, хотя и находятся в зависимости от короля, играют значительную роль в выработке и проведении внутри- и внешнеполитического курса. Монархия не может не считаться и с политическими партиями, которые «не являются исключительно порождением государственной воли»1, но «отражают некую реальность самого марокканского общества», а именно: постепенный рост политического сознания марокканской интеллигенции, широкого спектра других социальных групп.
Результативность и эффективность деятельности правящей элиты, укрепление у власти представителей определенных слоев общества связаны с системой рекрутирования элиты. Во всех трех странах Магриба преобладает номенклатурная система рекрутирования элиты. Суть номенклатурной системы в подборе элиты сверху: на все сколько-нибудь значимые руководящие должности назначаются лица с согласия и по рекомендации соответствующих властных структур и органов, например, партийных. Негативные социальные последствия функционирования этой системы усиливались ее всеобъемлющим характером, полным устранением конкурентных механизмов в экономике и политике, а также такими критериями отбора, как идеологизация, политизация и непотизация (доминирование родственных связей). Политика в лице номенклатурной бюрократии приобретала в этих государствах до известной степени господствующее положение над экономикой. Вхождение в политическую номенклатуру, приобщение к власти и управлению становились первопричиной экономического и социального господства. Для представителей этого поколения правящей элиты была также характерна идеализация самобытного аспекта социально-политического и экономического развития нации, что отразилось в поисках иного, отличного от «западного» пути развития.
Статьи по теме:
Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в
выборах
Конституция РФ 1993 года, закрепившая установившуюся в стране институциональную систему, утвердила неравномерное распределение полномочий и ответственности между институтами власти. Институт президентства оказался фактически вынесен за ра ...
История политической жизни женщин в
России
В погоне «за европейским ходом вещей» модернизация стала центральной проблемой России на протяжении всего XIX века, вплоть до 1914 года. Необходимость реформирования хозяйственного уклада и общественного устройства, вызванные неудачей реф ...
"Крепкая семья"
Цели программы: профилактика и преодоление социального сиротства. Снижение числа лишений родительских прав. Уменьшение количества детей, определяемых в детские дома. Увеличение количества детей, взятых под опеку. Восстановление родителей ...