PoliticalWay

Все стороны политики

1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран Магриба
Страница 4
Материалы » 1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран Магриба

Помимо политического фактора необходимо учитывать и характер социальной эволюции общества в целом. В ходе его развития отмирают многие старые и возникают новые потребности, функции и ценностные ориентации. Это приводит к постепенному вытеснению носителей наиболее важных для своего времени качеств новыми политическими фигурами, более, чем прежние, отвечающими современным требованиям. Необходимость модернизации предполагает постепенный переход от традиционных форм общественной жизни к современным. В политической сфере это выражается в реформировании традиционной политической культуры и прежней политической структуры. В частности, подход к партийному строительству характеризуется переходом от однопартийности к многопартийности. Конечно, наличие большого числа политических партий не свидетельствует о высокой степени политического плюрализма в обществе. Многие партии малочисленны, порой бывает трудно определить их политико-идеологическую направленность. Нередко оппозиционные партии слабы, а их участие в политическом процессе определяется, вопреки логике, традициями, лояльностью по отношению к правящему режиму. Однако наличие даже и таких партий свидетельствует о постепенном росте политического сознания граждан. В новом подходе к партийному строительству проявляется модернизация политической культуры как всего общества, так и правящей элиты, в частности. А своеобразие партийного строительства, доминирующая в политическом процессе роль главы государства отражают стремление к сохранению культурной самобытности, к совмещению модернизации с сохранением ценностей, практики и институтов традиционной культуры.

Важная, а на отдельных этапах решающая роль в политической жизни стран Магриба принадлежит армии. Неспособность или недостаточная готовность правящей элиты решать насущные социально-экономические проблемы, обострение кризисной ситуации – это те условия, когда военные, обладая силовыми средствами обеспечения повиновения, являясь, как правило, наиболее организованной силой, могут привести к смене власти или настоять на изменении политического курса. В частности, в Тунисе армия способствовала приходу к власти нового поколения правящей элиты, сумевшей провести преобразования, способствовавшие экономическому развитию, повышению уровня жизни широких слоев населения.

Развитие политической ситуации в постколониальном Алжире показывает, что влияние военных на политическое развитие тем сильнее, чем слабее государственные институты и структуры гражданского общества. Отсутствие сложившейся развитой системы государственного управления в стране накануне завоевания независимости, а также тот факт, что именно военные руководили антиколониальной борьбой, обусловили приход военных к власти. Строгая армейская дисциплина, свойственная военным привычка самостоятельно принимать решения в трудной ситуации, с одной стороны, социальное происхождение, распространенные в среде высшего офицерства политические взгляды, влияние событий в соседних арабских странах, таких как Египет, с другой, оказали влияние на становление политической культуры правящей элиты Алжира, на десятилетия определила направление политического развития, социально-экономи-ческого курса правящего режима. Неспособность военных разрешать кризисные ситуации мирным путем определили своеобразие смены поколений правящей элиты в основном в результате либо военных переворотов, либо верхушечной смены власти.

В Марокко неудачные попытки военных переворотов не привели к ослаблению роли традиционной элиты. Однако косвенным образом повлияли на изменение политических и экономических воззрений правящих кругов. Проведение ограниченных демократических преобразований привело к укреплению позиций частного предпринимательства в стране, способствовало эволюции политической системы Марокко от традиционной монархии к конституционной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Международное коммунистическое движение, как орудие внешней политики СССР
В 1956 г. был распущен Коминформ, бывший, по существу, усеченной и упрощенной версией Коминтерна. Руководители коммунистических партий, действовавших в самых разных странах, договорились координировать политику и идейные взгляды на период ...

Кворум, привилегии, комитеты.
Большой численный состав Палаты лордов отнюдь не означает, что все ее члены регулярно принимают участие в работе палаты. Обычно на заседаниях присутствует лишь около сотни лордов. Кворум же правомочности заседаний составляют всего 3 челов ...

Объекты политики
Объект политики (от лат. objectum - предмет) - то, на что направлена деятельность субъекта: политическая власть, политический режим, устройство и функционирование государства, политический процесс, принятие политических решений и так дале ...