PoliticalWay

Все стороны политики

1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран Магриба
Страница 6
Материалы » 1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран Магриба

С точки зрения исторических условий становления политической культуры правящих элит период после обретения независимости можно разделить на два этапа: в 1960–1980 гг. у власти находилось первое поколение, с 1980 г. до наших дней – второе поколение правящей элиты. Методы политического руководства как первого, так и второго поколений продолжают во многом оставаться авторитарными. Доминирование авторитарных форм правления объясняется лидерами обоих поколений одинаково: необходимостью решить острейшие или обостряющиеся социально-эконо-мические проблемы, стремлением добиться консолидации нации. При этом сосредоточение власти в руках одного человека (и его ближайшего окружения) оправдывается традиционными представлениями о власти, обосновывается с религиозной точки зрения и особенностями национального менталитета.

Важным направлением деятельности лидеров второго поколения можно считать стремление к проведению некоторых демократических преобразований, о чем свидетельствует тенденция перехода от однопартийных режимов к многопартийным, ограниченное реформирование политической системы и обновление соответствующих государственных институтов. При этом для того, чтобы демократические реформы в обществе не привели к усилению исламского фактора, как это произошло в Алжире, внимание правящей элиты направлено на декларирование решения острейших экономических и социальных проблем. Президенты Туниса и Алжира, король Марокко в своих выступлениях постоянно подчеркивают, что от уровня жизни населения, его образованности и политической сознательности во многом зависят стабильность и успех общественного развития этих стран.

Таким образом, политическая культура правящей элиты испытывает на себе возрастающее влияние роста политической культуры населения, которое все более учитывает разницу между жестким авторитарным правлением и просвещенным авторитаризмом. Сочетание сильной власти и демократических преобразований ведет к развитию такого явления, как «контролируемая демократия». В политической культуре правящей элиты, представленной в разных странах различными по происхождению и положению группами – традиционной, военной, партийной элитой, это выражается в попытке сочетать европейские ценности с традиционными представлениями о власти.

Исторически главным оплотом национальной самобытности стран Магриба является ислам. Синтез религии и политики, заложенный в самой исламской традиции, выводит ислам за рамки религии, позволяет говорить об исламе как об особой цивилизации и культуре. В рамках этой культуры сформировалось богатое идейное наследие, включающее и политико-правовые концепции. Можно говорить о том, что духовная, мировоззренческая и политико-правовая культура подавляющей части населения Магриба формируется под влиянием ислама. Поэтому несмотря на постулирование светского характера государств Магриба, исламские представления о власти, праве, политике играют важную роль в жизни общества. Наряду с элементами и базовыми принципами европейского права Коран и законы шариата определяют правовые нормы, которые в большей или меньшей степени являются составными частями многих конституционных актов и положений современных стран Магриба.

Религия, представляя неотъемлемую часть жизни общества, его духовной жизни, оказывает непосредственное влияние на проводимую главами государств политику, а следовательно, является важным фактором формирования политической культуры правящей элиты. Представляя важный структурный элемент политического сознания, религия активно используется политическими деятелями в качестве законодательного и идейно-мировоззренческого фундамента проводимых преобразований. Используя положения ислама для придания власти символики исполнителя высшей Воли, руководство арабских стран стремилось таким образом воздействовать на сознание широких слоев населения, чтобы привлечь его к выполнению поставленных задач. Подчеркивание верности принципам ислама является неотъемлемым фактором легитимности правящего режима.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Политические и правовые учения аристократии. Платон и Аристотель
Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов аристократической верхушки пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, способные противостоять идеям демократического лагеря. Своего наи ...

Политическая стратификация. Теория элит
1. Контролирует ли общество деятельность элиты, опираясь на демократические механизмы и процедуры, или, напротив, формальной демократизм позволяет элите более эффективно контролировать общество, маскируя ее господство? На мой взгляд, фор ...

Социалистические и коммунистические партии Украины
Социалистическая партия Украины (СПУ), Коммунистическая партия Украины (КПУ), Селянская партия Украины (СелПУ), Прогрессивная социалистическая партия Украины (ПСПУ) и др.1). Идеологической основой всех левых партий является марксизм-ленин ...