PoliticalWay

Все стороны политики

Особенности функционирования политической власти в Республике Беларусь. Исторический процесс организации политической власти в Республики Беларусь
Страница 1
Материалы » Институт политической власти и особенности её функционирования в современной Республике Беларусь » Особенности функционирования политической власти в Республике Беларусь. Исторический процесс организации политической власти в Республики Беларусь

В организации политической власти на Беларуси можно с определенной точностью выделить два основных периода, сопоставление которых дает повод утверждать о ситуации "прерванной традиции".

Первоначальный процесс оформления власти на белорусских землях практически ничем не отличался от аналогичных процессов в других регионах Европы. Эволюция политического устройства Беларуси шла по линии преемственности институтов государственной власти, укрепления основ феодального государства.

Великое княжество Литовское (XIV-XVI вв.) имело все признаки ограниченной монархии во главе с великим князем (королем, государем). В ВКЛ, также как и в других раннефеодальных государствах, значительная роль принадлежала Раде, состоявшей из наиболее знатных людей, которая участвовала в принятии всех важнейших государственных решений.

Повышение социальной роли служилого (шляхетского) сословия нашло отражение в появлении института представительной власти, так называемого Сойма, созываемого регулярно с XIV в. Первое время он занимал место широкого собрания правящего класса, призванного получать информацию и обсуждать принимаемые государем и Радой решения, позже его функции расширились. Со временем Сойм стал высшим законодательным органом власти ВКЛ и затем Речи Посполитой, и именно ему принадлежало право выбирать короля, который был связан договором с высшими представителями шляхты, определявшими его избрание.

Включение белорусских земель в состав Российской империи в результате трех разделов Речи Посполитой определило для Беларуси не только новое геополитическое положение, но и радикальные социокультурные трансформации. Белорусские земли были инкорпорированы в мощную бюрократическую, сильно централизованную государственную систему России и подчинились законам правления абсолютной монархии, имевшей статус империи. Беларусь оказалась в ситуации "обратного хода" – vice versa – в пространстве обратных культурных кодов. Апелляция к признанию автономии различных общественных субъектов менялась на апелляцию к сильной государственной власти. Новая реальность для Беларуси проявилась:

- в переходе от ограниченной монархии, от республиканских элементов правления (пусть даже и в варианте шляхетской республики) к форме абсолютной монархии (неограниченного самодержавия);

- в свертывании имевшихся институтов политического участия (в первую очередь, института выборов) и заменой их институтами назначений и вертикального подчинения;

- в резком уменьшении пространства горизонтальных отношений, в собирании дисперсной власти (автономия местной феодальной знати, федеральные отношения Речи Посполитой и ВКЛ, самостоятельность городов согласно магдебургскому праву) и постепенной монополизации ее с сосредоточением в имперском центре;

- в постепенной провинциализации белорусских земель, придании им статуса "имперской периферии".

Столкновение двух политических дискурсов привело к возникновению и долговременному протеканию культурного конфликта на территории Беларуси.

Он отражал столкновение двух исторических типов организации политического пространства – социоцентристского (восточного) и персоноцентристского (западного) или двух типов политической культуры . патриархально-подданического и активистски-подданического (Г.Алмонд, С.Верба), которые одновременно присутствовали в социокультурном контексте Беларуси, определяя его амбивалентность.

Этот конфликт был частично разрешен в пользу социоцентристского дискурса в период существования СССР [3, с. 4].

На протяжении длительного исторического периода политико-управленческие процессы в Беларуси были органично вплетены в единую ткань советской государственности, партийно-политических и идеологических взглядов. Современной формой осмысления развертывания политико-управленческих процессов в Республике Беларусь были широкомасштабные политико-управленческие преобразования в бывшем СССР, начавшиеся во второй половине 1980-х гг. ХХ в. В высшем партийно-политическом руководстве СССР господствовали представления о необходимости перемен в механизме государственной власти и общественно-политического строя и сами эти представления были провозглашены советским руководством во главе с Михаилом Горбачевым в форме "перестройки". Сущность "перестройки" состояла в реформировании политической системы СССР с целью придания ей динамических элементов новых политико-управленческих свойств и на этой основе ускорения социально-экономических процессов в советском обществе. Перестройка, безусловно, стимулировала рост национального самосознания в республиках. Однако реформаторы и интеллектуальная элита СССР оказались неподготовленными к проявлениям националистических предрассудков, раскола, вражды [12, с. 9].

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Формирование современной государственной идеологии
Проблема формирования государственной идеологии стала одной из ключевых, определяющих судьбу будущей отечественной государственности. Без идейного стержня, без идеологических ориентиров невозможно преодоление системного кризиса с последую ...

Геополитические последствия распада СССР Несостоятельность экономической модели (социализм).
1. Предательство элиты. (Геронтократия - правление стариков. Проблемы нарастают, а они не в состоянии решить их современными методами) 2. Вызов Запада (Атлантизм, мировой империализм) «-» распада СССР для России: 1. Утрата территорий ( ...

Практическое задание
Используя шкалу мощи государств, определите геополитический вес Армении в кавказском регионе. Американец Альфред Мэхэн разработал теорию «Морского могущества, согласно которой мощь государства зависит от способа использования ею моря и ф ...