PoliticalWay

Все стороны политики

Особенности функционирования политической власти в Республике Беларусь. Исторический процесс организации политической власти в Республики Беларусь
Страница 2
Материалы » Институт политической власти и особенности её функционирования в современной Республике Беларусь » Особенности функционирования политической власти в Республике Беларусь. Исторический процесс организации политической власти в Республики Беларусь

Несмотря на разрушение господствовавших ранее структур и политических отношений советского типа, вплоть до принятия Конституции Республики Беларусь в 1994 г., трансформация основ политико-управленческих процессов в стране происходила без достаточной конституционно-правовой оформленности, главным образом, опираясь на Декларацию о государственном суверенитете (июль, 1990 г.) и Закон о придании ей конституционного статуса (август, 1991 г.).

Современные политико-управленческие процессы в сфере государственного строительства Республики Беларусь анализируют сквозь призму особых режимов развертывания. Первый – это режим развития. Структуры и механизмы государственной власти выводят политико-управленческие процессы на новый уровень, который позволяет адекватно отвечать на новы социальные требования, вызовы времени. Развертывание такого режима означает, что правящие круги, институты государственной власти нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре общества, меняющемся соотношении сил внутри страны и на международной арене (январь 1919 г. – июль 1920 г.)

Второй режим развертывания политико-управленческих процессов в сфере государственного строительства – это режим функционирования, не выводящий политическую систему, в своей основе, за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае политико-управленческие процессы отражают простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и избирателями, органами государственной власти, местного самоуправления и т.д. (июль 1920 г. – март 1994 г.)

И, наконец, третьей разновидностью режима развертывания политико-управленческих процессов в сфере государственного строительства в Республике Беларусь, является режим динамизма. В этом случае политико-управленческие процессы сопровождаются интенсивным взаимодействием макро- и микрофакторов власти, нарастанием сложности построения различных сфер общественной жизни, повышением способности применять гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных интересов граждан. Данный режим имеет следующие фазы протекания.

Первая фаза (март 1994 г. – ноябрь 1996 г.) – избрание первого Президента Республики Беларусь, которым стал А.Г. Лукашенко, принятие Конституции Республики Беларусь, проведение Республиканского референдума (1996 г.) по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Данная фаза характеризуется сложной и напряженной политической обстановкой. В состоянии политического противостояния оказались отдельные ветви государственной власти, политические партии и общественные объединения. Со стороны противников референдума была предпринята попытка втянуть в этот конфликт и граждан Республики Беларусь [9, с. 12].

Кризис легитимности институтов государственной власти на данной фазе принял системный характер. Решительные действия со стороны Президента Республики Беларусь, направленные на преодоление вакуума власти и получившие всенародную поддержку на Республиканском референдуме 1996 г., способствовали преодолению кризиса легитимности, направлению процессов государственного строительства в мирное русло.

Вторая фаза (ноябрь 1996 г. – по настоящее время) – динамические преобразования во всех сферах общественной жизни, направленные на построение сильной и процветающей Беларуси, формирование "президентской вертикали", укрепление государственных институтов управления и др.

Принятие Конституции Республики Беларусь в 1994 г. придало конституционно-правовой характер развёртыванию политико-управленческих процессов в сфере государственного строительства. Их современной формой становится оптимизация государственного строительства. Рассмотрим ее важнейшие направления.

Особенностью функционирования исполнительной власти в Республике Беларусь является наличие "президентской вертикали". Государственное строительство в условиях "президентской вертикали" характеризует деятельность института президентской власти особыми признаками. К таковым относят:

-статус Президента в качестве Главы государства. Фактически он является и главой исполнительной власти;

-избрание непосредственно народом;

-назначение Президентом на должность и освобождение от 1 должности главы Правительства и министров (по согласованию с Советом Министров);

-ответственность Правительства перед Президентом;

-право Президента председательствовать на заседаниях Правительства;

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Основные принципы и установки демократии
Современная политическая демократия – это режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия. Сущность демократ ...

Мыслители Нового времени, их вклад в разработку учения о политике власти и государстве
Политические идеи, лежащие в основе буржуазной идеологии, зародившиеся еще в эпоху Возрождения, получают свою всестороннюю разработку в Новое время. На его начальном этапе доминирующее значение приобретают идеи уничтожения ограничений, на ...

Политический режим как характеристика политической системы. Основные типы политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократический)
Политический режим как явление и научная категория выступает предметом постоянного внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей. Однако, несмотря на наличие большой теоретической базы, интерпретация данного понятия пока не ...